Сенсации, фарсы и драматические перевороты

27.07.2007



Темные зимние театральные вечера позади, впереди пустота летних месяцев. Сезон 2006-2007 завершен. Театры смогли нормально «перезимовать», а самоуверенные театралы готовы вылететь из «клетки» на период отпусков, так что пришло самое время бросить последний взгляд на людей и события, которые удерживали наше внимание на протяжении последних одиннадцати месяцев.

 

Мы в “The Moscow Times” люди скромные. Вы могли заметить это, читая еженедельные театральные отчеты на страницах нашего издания. Также вы могли обратить внимание, что оценка “The Moscow Times” отличается от мнения «великана» — так называемого Традиционного Мнения. Не бойтесь. Наша главная задача — убивать монстров. Если вы действительно хотите узнать о том, что произошло на московской театральной сцене в этом сезоне, переворачивайте страницу и читайте.

 

Тенденция года: постепенные изменения. Посмотрите сквозь виньетки сегодняшней театральной действительности. Вы увидите приметы новых движений, художников, трупп и театров, отвоевывающих свое пространство, и рядом с ними старые, распадающиеся или претерпевающие серьезные изменения. Эти изменения происходят медленно, а не внезапно и радикально. Но при этом очевидно: московские театры сегодня уже совсем не те, что были, скажем, даже два года назад.

 

Иностранец года: Мартин МакДонах. Имя этого ирландского драматурга сегодня у всех на устах, а его пьесы появились аж на нескольких московских сценах. «Королева красоты» была поставлена дважды — в вахтанговском театре и в «Сатириконе». «Калека с острова Инишмаан» поставлен в Центре им. Вс. Мейерхольда. Пьесу «Человек-подушка» открыл МХТ им. Чехова, а «Сиротливый Запад» представил публике театр «Сатирикон».

 

«Переворот» года: смена руководства в Театре Наций. В конце 2006 года директора Михаила Чигиря, руководившего театром двадцать лет, бесцеремонно выкинули за дверь, без какой бы то ни было публичной дискуссии или элементарных объяснений. На его место пришел популярный актер Евгений Миронов, который, в связи с тем, что на тот момент репетировал спектакль в своей собственной Театральной компании, срочно взял отпуск. В конце концов, Миронов взял в свои руки бразды правления Театром Наций. Но за первые семь месяцев своего директорства ему не удалось сделать ничего значительного. Ходили слухи по поводу того, что же случилось на самом деле и почему. Кстати, то, как велась эта борьба за влияние, и реальное положение дел подсказывают, какие ограничения в области общественной полемики будут сопровождать президентские выборы 2008 года. Никто не знает правды, или, по крайней мере, простые смертные ее не знают.

 

Самая многосерийная «мыльная опера»: Московский Комитет по культуре против Школы драматического искусства Анатолия Васильева. Эта сага тянулась годы, и конца ей не было видно. Кроме секса (насколько мне известно), у этой истории было все, что нужно хорошему сериалу: судебные баталии, по-настоящему напряженная борьба, элемент личной обиды и мести, высокопарная риторика и неуклюжая тактика. Васильев почти что год назад добровольно сослал себя во Францию, а Комитет по культуре превратил бывшее театральное здание на Поварской улице в организацию, которая будет распоряжаться им как открытой сценой — площадкой, доступной всем желающим. Сам театр, теперь располагающийся на Сретенке, находится в состоянии гражданской войны: творческая группа и новая группа управляющих, официально назначенная извне, — Комитетом по культуре — в этой ситуации в дураках остались обоюдно. Если вам нравятся подобные вещи, радуйтесь: тут еще будет чем поживиться любителям жареных сенсаций.

 

Лучшая новая пьеса: «Подавлять и возбуждать» Максима Курочкина в Театре “Et cetera”. Концепция такова: подавление и возбуждение — это образ действий XXI века. И если у кого-то и есть остроумие, интуиция и талант, чтобы воплотить эту идею в полноценную драматическую работу, то это Курочкин. Я отдаю свой голос этому мастеру мифологии, взаимопроникновения культур, путешествий во времени и интеллектуальных хулиганств; сегодня драматург как никто способен выразить хаос, беды современной жизни и те частички здравого смысла, которые удалось сохранить несмотря ни на что. В «Подавлять и возбуждать» Курочкин сочетает мелодраму, исповедальную прозу, культурную критику и (невероятно саркастично) театральную историю — создает из всего этого единую пьесу, которая задает вопросы, провоцирует, проливает свет и развлекает. И это настоящий подвиг. Давайте поклонимся Максиму Курочкину.

 

Лучшая не-пьеса: «Поселковая повесть» Арсения Тарковского. Эта поэма в форме разговора, написанная восемьдесят лет назад, в постановке режиссера Александра Огарева в Театре Школа драматического искусства превратилась в очаровательный, пленительный праздник театра.

 

Лучшая актриса: Полина Агуреева в спектакле Ивана Вырыпаева «Июль» в театре «Практика». Эта пьеса — монолог 65-летнего мужчины, совершившего множество убийств. И поверьте, Вырыпаев просто угадал Агурееву на эту роль — это при том, что она, по сравнению с героем пьесы, противоположного пола, ей всего около тридцати лет, и кроме того, она, возможно, одна из самых тонких московских актрис. Агуреева сыграла сущность характера: его злость, его страхи, его беспутный образ жизни, его жестокость, его ранимость и его трагедию. Великолепная игра.

 

Лучший актер: Александр Калягин в «Подавлять и возбуждать». Великие пьесы, как и великие режиссеры, могут помочь актеру обрести заслуженное величие. Так произошло, когда Калягин, один из лучших московских артистов, сыграл в пронзительной пьесе Курочкина об актере, несущем бремя беспорядочной жизни. Калягин привнес иронию, злость, ум, чувствительность, вульгарность и - возможно, парадоксально — ноту безжалостного равнодушия к своему Хорошему Актеру. И это стало бесстрашной, благородной и, несомненно, честной попыткой проникнуть в сложную, неопрятную душу современного человека.

 

Режиссер-новатор: Дмитрий Крымов. Кажется, Крымов возник из ниоткуда. В 2003 году он создал свою первую скромную постановку со студентами-сценографами РАТИ совместно со Школой драматического искусства. В конце 2006 года, когда он выпустил свой пятый спектакль «Демон. Вид сверху» в Школе драматического искусства, он был включен почти во все листинги самых значительны режиссеров нового поколения. И это справедливо. «Демон» — мерцающая смесь театра, пантомимы и живого оформления, возникающая в режиме реального времени.

 

Лучший спектакль: «Пожары» в театре “Et cetera”, пьеса, написанная и поставленная Важди Муавадом. Этот спектакль не похож ни на один из тех, что мне довелось видеть в Москве. Он сочетает блестящие достоинства постановки с глубоко осмысленным и переданным социальным самосознанием. Причем сделано все это бесстрашно, с невероятной искренностью. Модная Москва имеет тенденцию осмеивать свои корни, да и вообще старается избегать серьезного разговора о последних, как чумы. Или наоборот. В любом случае, ливанец по происхождению, проживающий в Канаде, Муавад не знает ничего об этих премудростях, и слава Богу. Пронзительная история семейной памяти — гноящаяся рана вины, доставшейся героям по наследству, излечивается прощением — создает сильное, незабываемое впечатление.

 

Ниже своих возможностей: фестиваль «Новая драма». Может быть, в этом году просто вышла осечка? Начавшийся в 2002 году фестиваль быстро стал главным форумом, продвигающим новую драму в России. За два года он приобрел международную известность. Он достиг своей вершины несколько лет назад и начал увязать в собственных тенденциях. Пятый фестиваль, состоявшийся в сентябре 2006 года, впервые организовал лично Эдуард Бояков и его театр «Практика» — до этого он четыре года существования под крылом фестиваля «Золотая маска». Пятую «Новую драму» сопровождала активная реклама, но при этом не было практически ничего от того содержания, которое от фестиваля ожидалось. Болезнь роста? Возможно. Посмотрим: шестой фестиваль начнется в конце сентября.

 

Восходящая звезда: Ирина Керученко. Режиссер поставила в этом сезоне третий и четвертый спектакли в своей театральной карьере — «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха и «Я - пулеметчик!» Юрия Клавдиева — и показала себя в них одним из самых интересных и независимых режиссеров на сегодняшний день.

 

Вверх по эскалатору, идущему вниз: Кирилл Серебренников. Кажется, каждый год этот режиссер ставит спектакль, который признают лучшим в сезоне. И за все эти годы он поставил их огромное множество. Но в этом сезоне он выпустил две слишком раздутых, сырых постановки — «Антоний и Клеопатра» в «Современнике» и «Фигаро» в Театральной компании Евгения Миронова.

 

Поэтический реалист: Юрий Клавдиев, автор двух принципиальных для этого сезона пьес. Пьеса «Я - пулеметчик!» — исследование жестокости в современной городской жизни — поставлена в Центре драматургии и режиссуры. Пьеса «Заполярная правда» — научное исследование СПИДа и попытка разобраться в том, что такое новое общество, освобождающееся от пепла старины, — поставлена в Театре.doc. У Клавдиева есть замечательный талант выражать мучительную, неприглядную правду в форме высокой поэзии. Эти пьесы показывают, что он находится над авангардом современных русских драматургов, представителей новой драмы.

 

Классическая постановка классики: «Нахлебник» Ивана Тургенева в постановке Ивана Поповски, созданный в рамках проекта Международного фонда гуманитарных исследований «Толерантность», и спектакль Александра Коршунова по пьесе Александра Островского «Бедность не порок», поставленный в Малом театре. Обе постановки возрождают представление о добром старомодном театре — с богатыми, доподлинно сделанными костюмами; театр, в котором актерская игра должна помочь зрителю погрузиться внутрь самого себя — точно так же, как делают это актеры на сцене.

 

Жизнь Софокла: «Трусы» Павла Пряжко — совместная продукция Центра драматургии и режиссуры и Театра.doc. Не поймите меня неправильно, я не стараюсь перешутить Пряжко, уже пошутившего в своей пьесе. Он взял за основу абсурдную ситуацию: у женщины украли трусы, и она решает найти вора, превращая поиски в морское путешествие, подобное тому, которое греки сочинили две с половиной тысячи лет назад. И если мир скатился до того, что пропажа трусов становится сегодня материалом для трагедии, не вина Пряжко в том, что он нам об этом говорит.

 

Шекспир, наш современник: Игорь Яцко поставил шекспировского «Кориолана» в Школе драматического искусства. Это история великого воина, изгнанного из страны его же собственным народом. Но несмотря на это, он отказался напасть и отречься от своего родного города, за что попал в руки врагов. Конечно, вряд ли это можно назвать перенесенной под копирку ситуацией, связанной со Школой драматического искусства (смотри «Самая многосерийная мыльная опера»), но этот сюжет вполне мог бы стать очаровательным комментарием к тому, что Анатолий Васильев и его команда вынуждены выносить в собственном театре. Впрочем, помимо всевозможных аллюзий, спектакль интересен и как прекрасный образец театрального искусства.

 

Лучшая женская роль в моноспектакле: Ольга Прихудайлова в «Да я хочу да». Изначально пьеса была поставлена Театром-группой «Поиск предмета», а теперь вышла еще и в постановке Центра драматургии и режиссуры. В этом монопредставлении Прихудйлова проделала хорошую работу, оживив монолог Молли — финальный монолог в «Улиссе» Джеймса Джойса. У меня вызывает скепсис, когда мужчина рассказывает о том, что значит быть женщиной, но Прихудайловой удалось прочитать текст Джойса как свой собственный и поделится с нами некоторыми секретами, которые нам всем — мужчинам и женщинам — лучше бы знать.

 

Лучшая мужская роль в моноспектакле: Кирилл Плетнев в спектакле «Я - пулеметчик». Плетневу удается волшебным образом уравновешивать клавдиевскую ужасно жестокую, но при этом поэтическую пьесу об убийстве и смерти своим обаянием и доброжелательностью. Актер объединяет и украшает те контрасты, на которых Клавдиев выстраивает свою пьесу, таким образом Плетенев показывает тему насилия в городе и потерявшихся душ как раз так, как мы это привыкли воспринимать.

 

Перевернувший привычные представления: Александр Матросов. Все знают, что «Мадам Бовари» Гюстава Флобера написана об Эмме Бовари. Так и сделано в Театре им. Пушкина: в яркой инсценировке повести, поставленной Аллой Сигаловой, Эмму Бовари играет «электрическая» Александра Урсуляк. Но благодаря тонко и подробно проработанной линии, связанной с многострадальным мужем Эммы, Чарльзом, Матросову удалось привнести новые мотивы в его привычную историю — так что мы увидели трагедию его героя будто бы впервые. Избежав внешнего театрального блеска, Матросов создает глубокую и подлиню человеческую историю.

 

История на все времена: «Король Лир», поставленный Юрием Бутусовым в «Сатириконе» и Львом Додиным в Малом драматическом театре — Театре Европы (спектакль был сыгран в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска»). Что может быть более своевременным, чем история о короле, который разрушил все на корню, но понять, что наделал, он сумел слишком поздно. Лиры Константина Райкина в «Сатириконе» и Петра Семака в Малом драматическом театре в очередной раз продемонстрировали нам эту удручающую правду.

 

Театр года: “Et cetera”. Переехав в новое эффектное театральное здание на Чистых прудах, театр Александра Калягина великолепно продемонстрировал свои возможности в этом сезоне. (Смотри «Лучшая новая пьеса», «Лучший актер» и «Лучший спектакль»). Он представил четыре новых постановки — все разные, ни одна из которых не похожа на другую, но одинаково сложные по решению. Открыла сезон изобретательная, основанная на музыке театральная адаптация повести Михаила Булгакова «Морфий». Поддержала высоко взятую планку постановка пьесы Максима Курочкина «Подавлять и возбуждать». Завершилось все блистательными «Пожарами» Важди Муавада. Знаком достижений театра стал спектакль, который, я думаю, не получился — «Барабаны в ночи» Бертольта Брехта. Претенциозная и внешне замечательно сделанная, пусть и не всегда внятная и гармоничная постановка отметила московский режиссерский дебют бесспорно талантливого Уланбека Баялиева. “Et cetera” показал, что он готов экспериментировать с разными жанрами («Морфий»), обращаться к новой драме («Подавлять и возбуждать»), приглашать наиболее значительных зарубежных художников (Важди Муавад) и поддерживать еще никому не известные имена (Баялиев). Вот рецепт успеха.

 

Человек года: Сергей Женовач. Сегодня этот человек первый в списке. После того, как он открыл Студию театрального искусства в 2005 году, Женовач утвердил свою позицию наиболее видного и популярного театрального художника столицы. Его театр выпустил три невероятно понравившихся зрителю спектакля — все это за несколько месяцев, между сентябрем и апрелем. Когда Женовач и/или его актеры получили половину из восьми возможных наград за драматическую форму на фестивале «Золотая маска», состоявшемся в апреле, он окончательно утвердил свой элитарный статус.

 

Прощай: погребальный колокол отзвонил сполна в этом году. Михаил Ульянов (1927-2007) был актером, символом всего Советского периода в актерском искусстве. Как председатель Союза театральных деятелей (1986-1996) и художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова (1987-2007) он помог театральному направлению сформироваться таким, каким мы знаем его сегодня. Кирилл Лавров (1925-2007) был другим символом советского времени, и в роли художественного руководителя Большого драматического театра в Санкт-Петербурге (1989-2007), и как президент Международной конфедерации театральных союзов (1992-2007), и занимая другие официальные посты, он был одной из самых значительных и любимых российских театральных фигур. Татьяна Лаврова (1938-2007), не имеющая никакого отношения к Кириллу Лаврову, одна из самых изящных актрис «Современника» и Московского художественного театра с 1960 по 1990 год. Виктор Гвоздицкий (1952-2007) прославился в легендарных постановках, сделанных известными режиссерами-экспериментаторами. Геннадий Бортников (1939 — 2007) был одним из самых популярных актеров с 1960 по 1980 годы. Русский театр заметно изменился с их уходом.

На Большой сцене театра "Et Cetera" состоялся показ спектакля "Пожары" Важди Муавада.

После долгого перерыва на Большой сцене театра "Et Cetera" состоялся показ спектакля "Пожары" Важди Муавада.

#Et Cetera
#Прямая речь
#Новости

Состоялись премьерные показы спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера.

В Московском театре "Et Cetera" с большим успехом прошли первые премьерные показы спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера в постановке Григория Дитятковского.

#Et Cetera
#Новости

17-18 апреля Александр Калягин примет участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры».

Александр Калягин примет участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», которая пройдет в рамках Балтийского культурного форума в г. Светлогорск.

#Новости