Важно не потерять ритма

12.04.1998



Александр Калягин — один из очень немногих всенародно любимых актеров — не отказывается от встречи с представителями прессы, хотя отношение к журналистам у него неоднозначное. Артист твердо убежден, что он и его коллеги играют на сцене и в кино для многочисленных зрителей, а не для того, чтобы восхитить и очаровать критиков. И все-таки мне удалось «разговорить» его…

 — Какое чувство лично у вас, Александр Александрович, вызывает наше «сегодня»: ужас, восторг или —?

 — К сожалению, политики врут, а люди голодают. Многие негативные моменты нашей жизни я очень остро переживаю. Меня возмущает все, что происходило да и происходит в Чечне. Грустно осознавать, что жизнь человека в России ничего не стоит. Люди оказываются в центре государственного молоха. Меня сейчас чаще посещает пессимистическое настроение. Но я стараюсь все правильно оценить, понять и идти дальше. Сейчас важно не потерять ритм жизни, ни в коем случае не впасть в депрессию.

 — По вашему мнению, что есть сегодня составляющие театральной удачи?

 — Я закончил Щукинское театральное училище, формировался как артист в лучших традициях Вахтанговской школы. Почти всю жизнь работаю во МХАТе. Во мне как в актере сочетаются школа «представлений» и школа «переживаний». В любом спектакле должна быть глубокая внутренняя проработка образов, но обязательна и яркая театральность. Работая над спектаклем сегодня, режиссер не может думать только о себе, он должен понимать, что актеру тоже есть что сказать со сцены. А главные составляющие современных постановок — это тонкий психологизм и яркая форма.

 — Нынешний зритель другой, чем десять лет назад?

 — После каждого выхода на сцену пытаюсь проанализировать, дошла ли моя игра до зрителей, была ли принята публикой. Да, зритель стал другим. Актеры и режиссеры раньше завораживали публику иллюзиями, намеками на скрытый подтекст, полуправдой. Сейчас нужно другое. Сегодня все говорят, что думают. И зрителям нужно, чтобы было хорошо видно, слышно и понятно. Однако поклонники театра отнюдь не примитивы, просто публика хочет обманываться, веря, что так, как любят, страдают и умирают герои на сцене, бывает и в жизни.

 — Вы руководите театром. Является ли это следствием того, что актеру Александру Калягину стало тесно в рамках профессии?

 — Для меня игра на сцене — колоссальная радость. Спектакли могут быть тяжелыми и легкими. Но для меня актерский труд сопряжен с удовольствием творчества, хотя с годами он не становится легче. У меня нет режиссерской практики, но мы решили организовать театр со студентами, у которых я преподавал. Пока о достижениях нашего театра «ЕТ СЕТЕRА», что в переводе с латыни — «и так далее, и прочее» говорить рано. Но мы будем учиться у Театра, а Театр будет учить нас.

 — Было ли избрание вас председателем СТД резким поворотом в судьбе?

 — Нормальный поворот. Сегодня выбрали меня, а завтра — другого. Но я стараюсь делать все для моих коллег и в социальном плане, и в творческом, в организации фестивалей и гастролей.

 — У вас интересная и разнообразная жизнь в искусстве. Не было желания написать мемуары?

 — Просто писать о своей жизни не хочу. Мемуары — это финальная точка в жизни человека. Мне пока не хочется думать о финише. Да и смогу ли я? Захочу ли правдиво рассказать о своей жизни? А если не правдиво, то стоит ли? Кроме того, мне кажется, мемуары должны быть подкреплены новыми актерскими методологическими открытиями, упражнениями и импровизациями для молодых коллег по труду, только тогда они значимы. Пока я не готов впустить в свой внутренний актерский мир.

Готовясь к разговору с Александром Калягиным, я боялась разочарования. Часто бывает, что актер, даже очень талантливый, в общении неискренен, неинтересен. Играет еще одну роль, рисуется. Но мой собеседник, поверьте, оказался общительным и терпеливым. И он всегда такой, когда речь заходит о Театре.

 

Юлия Миронова
Молодость Сибири, апрель, 1998

 

 

 

На Большой сцене театра "Et Cetera" состоялся показ спектакля "Пожары" Важди Муавада.

После долгого перерыва на Большой сцене театра "Et Cetera" состоялся показ спектакля "Пожары" Важди Муавада.

#Et Cetera
#Прямая речь
#Новости

Состоялись премьерные показы спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера.

В Московском театре "Et Cetera" с большим успехом прошли первые премьерные показы спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера в постановке Григория Дитятковского.

#Et Cetera
#Новости

17-18 апреля Александр Калягин примет участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры».

Александр Калягин примет участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», которая пройдет в рамках Балтийского культурного форума в г. Светлогорск.

#Новости