Выживать стыдно. Надо жить

В понедельник в Союзе театральных деятелей РФ состоялось заседание секретариата, на котором обсуждался проект нового Устава союза. Нынешнее руководство СТД считает разработку устава одним из важнейших этапов своей деятельности и надеется представить его на утверждение предстоящему съезду, до которого осталось меньше года. Подготовка к съезду уже началась и проходит во всех региональных отделениях России. Наша беседа с председателем СТД РФ Александром КАЛЯГИНЫМ началась с вопроса о том, каково, по его личному ощущению, нынешнее состояние дел в этой организации? 

 — Долгое время, говоря о союзе, мы употребляли слово «выживание». Очень надоело это, прямо скажем, унизительное определение. Беру на себя смелость заменить его на «стабильность». Есть ли у меня для этого основания? Считаю, что есть. 

В работе нашего союза (как и любой другой негосударственной творческой организации) есть две проблемы, которые, впрочем, всегда существовали и будут существовать, — экономическая и творческая. И сколько лет действует наша организация, сначала ВТО, а потом его правопреемник СТД, столько лет театральная общественность апеллирует к центральному аппарату Союза. Все блага — от него, все беды — тем более от него. Так сложилось. За те четыре года, что я провел на посту председателя, размышляя, как поднять союз, я все время советовался с членами секретариата, со специалистами, с коллегами. Опыт, конечно, приобретался в процессе работы. Но сколько бы ни было сделано, претензии остаются прежними. Конечно, речь о деньгах, но об этом уже не хочется говорить. Творческие претензии примерно такие: почему в наш регион не приехали критики, почему не провели семинар или мастер-класс? Отвечаю. И критики ездят, и семинары, и мастер-классы проводятся. Конечно, насколько позволяют средства. Я убедился, что как только выправляется ситуация с финансами, это обязательно улучшает ситуацию с творчеством. Сегодня я уже могу с оптимизмом смотреть в будущее Союза. Новая экономическая команда, которую принято именовать Теафондом, очень много сделала для стабилизации финансовой ситуации, что повлекло за собой и решение важных социальных вопросов. Наконец-то Союзизбавился от невнятной документации, от всяких доверенностей на подставных лиц, от бартерных сделок и т.п. 

 — Значит ли это, что прежнее руководство Теафондом работало не совсем честно или не совсем грамотно? 

 — Возможно, оно и само плохо разбиралось в ситуации. Ведь театральный Союз из прежней партийно-государственной стихии был резко выброшен в море экономической неразберихи. И это в стране, где ничего еще экономически не состоялось. 

Где законы ежедневно принимаются и тут же отменяются. Где руководство меняется с космической скоростью: только наладишь контакты с губернатором, а его уже нет; только правительство подпишет документ, а у нас уже другое правительство. Многое пришлось узнать, на многом споткнуться. Но, повторяю, нынешняя экономическая команда Союза работает грамотно. Я счастлив, что она помогла мне разобраться во многих специальных вопросах и принять некие, может быть, даже революционные меры. 

 — В чем они заключаются? 

 — Наконец-то мы стали расплачиваться не мифическими бумагами, а реальными деньгами. Привели в порядок фабрики СТД, поменяли директоров. Стали крепче в юридическом отношении. В результате — занялись нашими здравницами, делаем их комфортабельными. В нынешнем году здравницы впервые перестали быть убыточными. Отстроили новый, современно оборудованный корпус Дома ветеранов сцены. Создали фонд «Бенефис», который осуществляет доплаты к пенсиям. Недавно Союз заключил новый договор с АО «Медицина», издана книжка, в которой перечислено множество бесплатных услуг, осуществляемых нашей поликлиникой для членов СТД, проживающих в Москве. Поддерживаем печать: журналы Театр", «Театральная жизнь». Особая моя гордость — журнал СТД «Страстной бульвар» — это издание очень выросло, оно, по сути, соединяет российское театральное пространство. В нем содержатся не только полезная информация, но и рецензии, портреты, беседы. Кстати, о журнале Театр". На предыдущем съезде я дал слово, что издание будет возрождено, и, как видите, сдержал его. Но сколько шума! К примеру, как только мы утвердили главного редактора, начались звонки, возмущения, предложения. Каждую из возникших кандидатур обливали грязью. Мы поняли, что невозможно найти фигуру, которая бы всех устроила. Если бы мы сами не сделали выбор, до сих пор не было бы ни редактора, ни журнала… Я понимаю, что пост председателя — это всегда мишень для ядовитых стрел. 

 — И каково эти стрелы принимать? Вам как творческому человеку очень нужны те правовые, экономические знания, которые вы за это время приобрели? 

 — Знаете, все идет в копилку души, в необходимый опыт. Я и так многое пропустил. Вот не обучился компьютеру. Сознательно. Я очень увлекающийся человек, боюсь, это так меня затянет, что отнимет и от семьи, и от театра, и от Союза. А деловые моменты… знаете, это даже отвлекает от интриг и сплетен. 

 — Но, по-моему, кресло председателя СТД окружено ими всегда, по определению. 

 — А я предлагаю всем желающим испробовать это место. Можно подумать, что это так легко. В театре, между прочим, в какой-то мере легче. Понятнее. Ну, скажут тебе, что ты что-то не так поставил или кого-то не того пригласил. В Союзе же приходится ежедневно осваивать столько «смежных специальностей». 

 — Расскажите о новом проекте устава. 

Важным пунктом нового устава станет создание исполкома СТД. Таким образом, упростится сложная структура управления Союзом. Исполком будет чисто исполнительной структурой, которая подчиняется секретариату во главе с председателем. Их, в свою очередь, будет избирать съезд. Предполагается, что в исполком войдут специалисты по соответствующим вопросам: экономическим, социальным, творческим. Их будет нанимать на работу секретариат, он же будет с них и спрашивать. Важно то, что специалисты могут быть наняты только на срок полномочий действующего председателя. Чтобы не получилось, что одно руководство набрало негодных работников, а следующее никак не может от них избавиться. Проект нового устава мы представим на суд съезда — ему и решать. Но хотелось бы, чтобы наш Союз стал по-настоящему рабочим органом, чтобы он соответствовал жестким условиям современной жизни: и юридическим, и экономическим, и социальным. А творческая сторона, я убежден, приложится сама собой.

Наталия Каминская
Культура, 14.12.2000

Сюжет телеканала "Культура" с предпремьерного показа спектакля "Любовная досада".

Предлагаем вашему вниманию сюжет телеканала "Культура" с предпремьерного показа спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера в постановке Григория Дитятковского.

#Et Cetera
#Пресса
#Интервью
#Новости

Поздравление Александра Калягина с Международным днем театра.

Александр Калягин поздравил зрителей с Международным днем театра.

#Et Cetera
#Прямая речь
#Новости

Александр Калягин о трагедии в "Крокус Сити Холле" и отмене показов премьерного спектакля в театре "Et Cetera".

ТАСС: Александр Калягин о трагедии в "Крокус Сити Холле" и отмене показов премьерного спектакля "Любовная досада" в театре "Et Cetera".

#Et Cetera
#Пресса
#Интервью
#Прямая речь
#Новости