Играем Шекспира

Московский театр «Еt cetera» под руководством Александра Калягина справил свое новоселье, представив зрителям «Смуглую леди сонетов» (довольно редкую гостью на сценических подмостках). В 1910 году Бернард Шоу написал эту piece d'occasion (пьеса на случай) для спектакля, идущего в фонд проекта Национального театра, предназначенного стать памятником Шекспиру и вместе с тем центром национального драматического искусства. Хотя повод к написанию «Смуглой леди» весьма серьезен и значителен, пьеса эта — комедия. 

Спектакль театра-новосела словно бы пронизан радостной атмосферой фантазий: по такому случаю грех не помечтать, а перспективы просматриваются как никогда многообещающие. Впрочем, ничем иным как фантазией являются и события, развертывающиеся в интерлюдии (так драматург обозначил жанр своей пьесы) парадоксалиста и насмешника Шоу. Уверенный, что Елизавета Английская «не имела ни малейшего представления о существовании Шекспира», Шоу однако решил их «познакомить». Что и происходит при обстоятельствах вполне романтического толка. Шекспир оказывается ночной порою в саду королевского дворца, куда он приходит на свидание к Смуглой леди, фрейлине Елизаветы. 

Говоря о личности Шекспира — гениального английского барда, каким он предстает в своих творениях, — Шоу прежде всего выделяет его «изумительную жизненную энергию». Нельзя не признать, — опустив, впрочем, для пущей объективности эпитет, — что и Александр Калягин-Шекспир наделен жизненной энергией сполна. А еще — подкупающей искренностью, обаянием раскрепощенного, открытого и свободного духом художника. Под стать ему и Татьяна Владимирова — королева Елизавета. В своей героине она позволяет зрителям ощутить масштаб личности своеобычной, значительной. Одно удовольствие и смотреть на нее, и слушать: пластический рисунок роли графически отточен и изящен, а речь пленительно музыкальна. 

Интерлюдии Шоу предпосланы театром в качестве своеобразного пролога эпизоды из шекспировской комедии «Много шума из ничего». Разыгрываются те самые эпизоды, где записные острякиБенедикт-А.Калягин и Беатриче-Т.Владимирова, убежденные — по их уверениям — «враги брака», оказываются объектом розыгрыша своих друзей, вознамерившихся соединить их узами супружества. Этот розыгрыш тем увлекательней, чем более рьяно Бенедикт и Беатриче соперничают друг с другом в острословии, так что их пикировка порой становится едва ли не сродни настоящей словесной войне. Из «шуточной войны», из карнавальной игры возникает их любовь. 

Есть нечто от колорита комедии дель арте в том, как решаются режиссером Романом Козаком и актерами эпизоды из «Много шума», которые задают тон праздничной атмосфере всего представления. Однако у Шоу в «Смуглой леди» сам Шекспир с горечью называет комедию «Много шума из ничего» непотребной пьесой, написанной в угоду невзыскательному вкусу публики и алчности дельцов, заботящихся единственно о своем кармане. Герой Шоу испытывает горечь от осознания того, что превозносят его «банальности», но пренебрегают его лучшими творениями. Такими, как «Король Лир». Один из монологов Лира, включенный в спектакль, проникновенно исполнен А. Калягиным. 

Герой Шоу ратует за восстановление «былого достоинства театра и его высокого предназначения». Пользуясь случаем, он стремится убедить королеву в настоятельной необходимости учреждения национального театра, который, как пишет Шоу, «стоит иметь ради Национальной души». Этот довод вполне актуален и для нынешнего российского театра. А нашим государственным мужам стоило бы, наверное, прислушаться к словам королевы из «Смуглой леди сонетов»: «Создающий песни народа могущественнее, чем создающий его законы». 

Валентина Горшкова
Московская правда, 18.11.1997
 

На Большой сцене театра "Et Cetera" состоялся показ спектакля "Пожары" Важди Муавада.

После долгого перерыва на Большой сцене театра "Et Cetera" состоялся показ спектакля "Пожары" Важди Муавада.

#Et Cetera
#Прямая речь
#Новости

Состоялись премьерные показы спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера.

В Московском театре "Et Cetera" с большим успехом прошли первые премьерные показы спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера в постановке Григория Дитятковского.

#Et Cetera
#Новости

17-18 апреля Александр Калягин примет участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры».

Александр Калягин примет участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», которая пройдет в рамках Балтийского культурного форума в г. Светлогорск.

#Новости