Верить и побеждать

16.11.1983



Государственная премия СССР присуждена драматургу Михаилу Шатрову, режиссеру Олегу Ефремову, артисту Александру Калягину за спектакль «Так победим!» в Московском Художественном академическом театре имени М. Горького.

Уже третий театральный сезон идет этот спектакль. Но и сегодня, когда зажигаются огни на афише здания МХАТа на Тверском бульваре и встают эти слова: «Так победим!», зрители с большим волнением входят в зал. О премьере писали газеты как о большом событии в нашей жизни, и это не было премьерным преувеличением.

Писатель Михаил Шатров тщательно изучал каждый час великой биографии.

Олег Ефремов поставил спектакль-протест против обывательского сознания. На сцене мы видим великого человека, понимающего, что победоносное революционное восстание — это только начало.

Только действительно просвещенный человек понимает, что советская демократия находит свою устойчивость в способности видеть перспективу, в способности двигаться, идти вперед.

Готовить такой спектакль можно только с верой, что проблемы, волнующие авторов, — это живые проблемы, они действительно занимают и волнуют миллионы людей, образуют центр духовной жизни современников.

До начала спектакля оставалось чуть больше часа. И автор, и постановщик, и артисты были уже в театре. Мы условились о беседе в кабинете главного режиссера. Шатров, Ефремов, Калягин — все трое, конечно, как бы единый автор этого спектакля, но решили Александра Калягина не ждать. Мы все знали, он сейчас ходит в своем сером свитере по затемненной сцене, один. Что он там делает — неизвестно, может, сцену проверяет, хотя, конечно, без него тысячу раз все проверено. Просто ходит и молчит. Оставим его…

 — Олег Николаевич, что Вы можете сказать об этой своей работе читателям «Известий»?

Лауреат Государственной премии СССР Олег Ефремов:

 — Искусство все время хочет приблизиться к жизни, оно питается жизнью. Не люблю мистических определений, вроде «тайны театра», но всегда хочется что-то вытянуть из жизни, ведь когда факт, явление становятся материалом искусства, они приобретают всеобщее обозрение, получают новое осмысление. Если мы не находим в жизни нового, мы останавливаемся.

После войны и в мировом искусстве, и у нас возникла тяга к документальности. Это по своей сути тяга к первооснове, к правде. Именно в этот период успешно развивается документальный жанр и в литературе, и в кино в особенности, и в театре. Свою трилогию «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики» в театре «Современник» мы задумывали как документальные пьесы и о декабристах, и о народовольцах, и о большевиках. Не хотелось привнесения вымысла, требовалось самому встретиться непосредственно с фактом, подойти к нему и понять, что хорошо, что плохо. Для меня с того времени самый любимый жанр — документальный. Я хочу увидеть мир таким, гаков он есть на самом деле. Но для режиссера все в конечном счете определяется еще и тем, как он относится к факту жизни, все зависит от умения действительно правдиво воспроизвести правду истории. Наша работа с Михаилом Шатровым была основана на общем пристрастии к документальности. Только эта основа могла нам помочь решить сложную и благородную задачу — поставить спектакль о Ленине. Надо отдать должное Шатрову — он всегда работает, как принято говорить, в содружестве с театром. И мы действительно работали вместе от самых истоков, вместе вслушивались в события жизни Владимира Ильича, которые всегда для нас современны.

…Часы пробили шесть, скрипнула дверь. В дверях стоял Калягин. Скрестив руки на груди, молча умолил отпустить его и сразу исчез. О. Ефремов продолжал:

 — Читая пьесу, я представлял Владимира Ильича человеком бойцовского склада. Замечательный темперамент, мудрость, глубина…

Калягин репетировал очень серьезно, шел не только вслед за словом, но пытался постигнуть течение жизни В. И. Ленина. Он и сейчас продолжает работать над ролью. И она растет, от спектакля к спектаклю растет, набирает дыхание.

Лауреат Государственной премии СССР Михаил Шатров:

 — Я бываю почти на каждом спектакле. Страшно нервничаю, переживаю. Очень люблю иногда смотреть в зрительный зал. И вот лица зрителей, их глаза во время спектакля и после спектакля — это для меня самая огромная награда, дающая чувство огромного счастья. Потому что видишь: то, что ты хотел сказать, зрители понимают и принимают к сердцу.

Александр Александрович Калягин показал мне письмо — он много писем получает по поводу своей работы в этом спектакле. Вот строки из письма:

«И вот я была на спектакле „Так победим!“. Ожидала начала, вся сжавшись, боялась фальши, отсутствия меры, и Вашего голоса боялась, который привычен для других игровых ситуаций.

Так вот для меня загадка: где Вы взяли искренность, редкое обаяние и даже физические силы, чтобы так рассказать нам об этом великом человеке?».

Идите сегодня во МХАТ, вы испытаете счастье, счастье, которое дает человеку уверенность в своей правоте. Быть смелыми учит этот спектакль, не сглаживать, не прятать противоречия, но анализировать их и побеждать!

Нинель Исмаилова
Известия, 16.11.1983

 

 

С Днём России!

12 июня мы отмечаем государственный праздник – День России. В этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России. С праздником вас, наши дорогие зрители! С Днём России!

#Et Cetera
#Новости

7 июня театр "Et Cetera" открывает свои гастроли в городе Озёрске.

Сегодня мы открываем свои гастроли в городе Озёрске. С 7 по 12 июня Большие гастроли Московского театра "Et Cetera" пройдут в двух городах "Росатома" - в Озерске и Новоуральске.

#Et Cetera
#Новости

Министр Правительства Москвы Алексей Фурсин поздравил Александра Калягина с днем рождения.

Вчера в нашем театре состоялась встреча Александра Калягина с Алексеем Фурсиным, министром Правительства Москвы и руководителем Департамента культуры города.

#Et Cetera
#Новости