Закулисные признания

02.02.2007



The Moscow Times

«Подавлять и возбуждать», новой работе драматурга Максима Курочкина, звездный актер сталкивается лицом к лицу с ошибками прошлого.

 

Среди все растущего числа российских драматургов Максим Курочкин стоит особняком. Другие драматурги могут быть более известными, плодовитыми, шокирующими, востребованными, кассовыми. По сравнению с братьями Пресняковыми, пьесы которых ставятся по всему миру, международная известность Курочкина не столь велика. По сравнению со статусом поп-звезды Евгения Гришковца или Ивана Вырыпаева Курочкин практически не известен за пределами театрального круга. В сравнении с мудреными, аппелирующими к подсознанию пьесами Оли Мухиной или замысловатыми литературными драмами Михаила Угарова пьесы Курочкина могут выглядеть несколько просто. С другой стороны, его работы могут показаться слишком робкими против жестоких городских драм Юрия Клавдиева. С двадцатью пьесами в багаже Курочкин пока и не мечтает равняться с Колядой, на счету которого их сотня.И все-таки Максим Курочкин в настоящее время — самый значимый российский драматург. Это писатель, который отображает наиболее полную и пронзительную картину времени и места, в которых он живет. Более того, на фоне его коллег, создавших в последние годы новую манеру письма, тексты Курочкина написаны понятно, а самое главное — ясно, о чем они. Курочкин — мистификатор, человек многокультурный и более того, немного шутник. Это тип писателя, у которого одна фраза «всё и кухонная раковина» заключает в себе всё. Он дитя своего времени, и его пьесы состоят из несовместимых элементов: разных языков, разных культурных традиций, непонятных сексуальных ориентаций, высокой поэзии внутри комической пародии.

 

Если бы спросили мое мнение, я бы ответил, что шедевром Курочкина остается «Кухня», микс из древних Нибелунгов и современных русских, китчевая эпическая притча о мщении. Однако его последняя работа, «Подавлять и возбуждать» в театре Et cetera, возможно, наиболее важная его работа на сегодня. Курочкин всегда непредсказуем, но здесь он, я думаю, добился того, чего никто даже не предполагал: он написал откровенную мелодраму на современные темы.

Это практически бульварная драма.«Подавлять и возбуждать» — мелодрама с закрученным сюжетом о дружбе, ревности, женитьбе. Это также история о закулисье, которая исчерпывает тему театральных интриг — по крайней мере, до тех пор, пока не придет новое поколение. Это и критика наступивших времен и дань уважения прошлому — прошлому, которое Курочкин без долгих рассуждений задушил, похоронил и украсил, фигурально выражаясь, неоновыми буквами «да упокоится в мире».Курочкин отражает все точки зрения.

 

Если бы кто-нибудь был способен возродить слово «демократия» из того, во что оно было превращено в последнее время чудовищными политиками, то это был бы кто-то вроде Курочкина. Он - художник, который интуитивно знает это: как просто и точно сказал бы Боб Дилан, «ты прав со своей точки зрения, а я - со своей». Восприятие мира у Курочкина не линейное, не иерархическое и не поверхностное. Оно циклично, всеобъемлюще и, по существу, парадоксально. В пьесах Курочкина каждый прав и каждый не прав. А теперь перейдем к сути.

 

В «Подавлять и возбуждать» прекрасный актер Александр Калягин играет героя, которого зовут Хороший актер. Выходец из провинции, он стал известным в столице. Теперь он ненадолго вернулся в родной город со своей женой Светой два (Наталья Благих) и остановился у своего старого друга и одноклассника по имени Рыба (Вячеслав Захаров). Рыба, добрый, миролюбивый человек, очень хочет, чтобы Хороший актер отправился в местный театральный институт поздравить бывшего коллегу с юбилеем. Но Хороший актер говорит, что скорее умрет, чем будет чествовать этого человека, на которого он давно имеет зуб.

 

В стиле Фейдо или Скриба, Курочкин крепко закручивает интригу своей пьесы в первых трех сценах. Честно говоря, скажем не без сарказма, эта работа соблюдает все традиционные драматические правила, в то же время она разрушает их. На Хорошего актера давит прошлое в лице Рыбы и его призыв отдать моральные долги юности. Будущее тоже давит на самолюбие Хорошего актера в лице Негодяя-студента (Анатолий Завьялов), его ученика, который, возможно, однажды затмит его. Этот молодой претенциозный хлыщ подготовил монолог из чеховской «Чайки» для экзамена и, к ужасу своего учителя, смачно, мстительно и с издевкой искалечил Чехова до неузнаваемости, в подробностях изображая женский характер.«Ты мужских монологов у Чехова не нашел?» — мрачно спрашивает Хороший актер.«Нашел, но они еще глупее», — отвечает студент.

 

В лице Светы один (Мария Скосырева), возникает сомнительное прошлое, подбрасывающее пищу для размышления не только жене Хорошего актера, но и Рыбе, который является отцом Светы один. Визит Хорошего актера к психотерапевту (Игорь Арташонов) заканчивается сбивающим с толку советом, что метод лечения для таких, как он, — «подавлять и возбуждать».Теперь, в эпоху технологического бума, существует великолепная формула, своеобразный рецепт сохранить мир в движении, психологов — при деле, бизнес — прибыльным, актеров — при ролях, а обыкновенную индивидуальность — в постоянном состоянии изнурительного стресса. Отрешенный проповедник (Амаду Мамадаков), осанка и благоразумие которого сравнимы разве что с осанкой и благоразумием менеджера из списка Форбс, даже и не пытается достучаться до Хорошего актера. Но актер неожиданно обнаруживает уязвимую сторону в отношениях с отцом (Александр Давыдов). Держа все в своих твердых руках и наблюдая за всем происходящим своими невозмутимо-прохладными глазами,

 

Калягин руководил тремя сюжетными линиями пьесы. Он предоставил актерам свободу прочувствовать характеры персонажей. Он сделал все, чтобы развлекательные номера Захарова и Завьялова состоялись. Целиком и полностью калягинское представление об искалеченной душе все же, несомненно, привлекательно, он сумел поднять постановку до уровня драмы.

 

Такое ощущение, что «Подавлять и возбуждать» — битва титанов, Калягина и Максима Курочкина: точка зрения каждого освещает то, что он считает в его истории наиболее важным. Их борьба нам на пользу.

 

Художник Эмиль Капелюш создал на сцене окружающий мир таким образом, что хотя простые, освещенные объекты (художник по свету Анатолий Кузнецов) предполагаются, они не изображают ни интерьер, ни экстерьер. В то же время подвижные объекты создают образ, похожий на знаменитую недостроенную Башню Татлина в честь Третьего Интернационала начала XX века.

 

Возможно, этот представленный мной образ слишком надуман, но как один из великих русских культурных символов он олицетворяет надежду на будущее и одновременно говорит о бессилии человечества осуществить эту надежду. В чем я не сомневаюсь, так это в том, что Максим Курочкин создал еще одну мастерски сделанную работу. У спектакля «Подавлять и возбуждать» будет своя публика.

17-18 апреля Александр Калягин пример участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры».

Александр Калягин пример участие в Пятой международной конференции «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», которая пройдет в рамках Балтийского культурного форума в г. Светлогорск.

#Новости

Благотворительная экскурсия для участников СВО и членов их семей в театре "Et Cetera".

Общероссийское общественное движение "Ветераны России" поблагодарили Александра Калягина и театр "Et Cetera" за организацию благотворительной экскурсии по театру.

#Et Cetera
#Новости

Александр Калягин встретился с Послом Республики Казахстан в РФ Дауреном Аскербековичем Абаевым.

Посол Республики Казахстана в РФ Даурен Аскербекович Абаев с коллегами посетил театр "Et Cetera" и встретился с Александром Калягиным.

#Et Cetera
#Новости