Никакой аттестации не будет.

"Театрал"

Прежде всего, хочу сказать: творческим работникам предстоит не аттестация, а переизбрание,  и, это заметьте, совсем разные вещи. Аттестация выявляет уровень квалификации сотрудников, то есть по ее результатам можно судить о профпригодности работника. А избрание или неизбрание свидетельствуют лишь о востребованности того или иного артиста в текущем или перспективном репертуаре конкретного театра. Очевидно, что иногда и прекрасный артист долгое время ничего не играет, и это не  связано с чьим-то злым умыслом, просто этот артист не совпадает с творческими планами театра.

Каждый из нас знает десятки примеров, когда очень хорошие артисты годами ничего не делали. В советские времена актер был привязан к своему театру, страх расстаться с ним был очень сильным, мало кому хватало мужества самому покинуть театральный коллектив. И так проходили годы мучительного бездействия, а вполне возможно, что у этого артиста судьба в другом театре могла бы сложиться по-другому. Сегодня ситуация изменилась, артисты более свободны и независимы, они с легкостью переходят из одного театра в другой. И, по-моему, это прекрасно. Я сейчас говорю о молодых артистах, которым процедура переизбрания поможет  понять перспективы своего существования в том или ином театре. Должен обратить внимание, что процедуру переизбрания не проходят те, кто заключил с театром срочный договор (на срок от 1 года до 5 лет), и те, кто заключил договор на неопределенный срок (бессрочный договор) менее 5 лет назад. Ну и конечно, беременные, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет. И еще важная деталь: руководитель театра имеет право заключить с артистом (в том числе и неизбранным на новый срок) без проведения конкурса срочный трудовой договор на срок до 5 лет.

Вроде бы ничего страшного переизбрание не несет, и надо  приветствовать то, что у театра появилась возможность отбирать в труппу тех артистов, которые точно нужны. Но меня мучает самый главный вопрос: а судьи кто? Предполагается, что решение будет принимать комиссия, в состав которой войдут представители самого театра, его учредителя, общественных организаций ( профсоюзов, СТД РФ,  других творческих союзов и т.д.)

Но я убежден, что никто кроме художественного руководителя и главного режиссера не может судить и знать, какой артист нужен, а какой – нет. Не могут чиновники Департаментов культуры или Министерств культуры, даже самые уважаемые и самые компетентные,   выступать в роли  таких судей или экспертов, назовите, как хотите. Только человек формирующий репертуар, определяющий стратегию театра, отвечающий за развитие театра, может решать вопрос о дальнейшем пребывании артиста в труппе. 

И что еще  меня по-настоящему волнует — это судьба наших ветеранов. Собственно говоря, мы понимаем, что именно они, пожилые артисты, в основном и работают на бессрочных договорах, и именно они составляют так называемый «актерский балласт», о котором так любят говорить чиновники от культуры. Мне хочется посоветовать быть осторожнее в своих формулировках, ведь речь идет о живых людях, о тех преданных служителях театра, которые посвятили сцене жизнь. И опять же, хочу повторить, только худрук может принять это трудное решение -  расстаться с артистом. И  дальше продумать, как позаботиться о нем. Каждый театр сам решает, как поддержать своих стариков.

Конечно, в идеале их надо занимать в спектаклях, как это делает Римас Туминас в театре им. Евг. Вахтангова, Миндаугас Карбаускис в театре им. Маяковского, Валерий Фокин в Александринке и многие другие театральные руководители.  И когда ты видишь этих артистов на сцене, то становится очевидно: этот «балласт» составляют блистательные мастера, которые еще могут работать и с которыми связана слава отечественного театра.

Источник: http://www.teatral-online.ru/news/9664/

Завершились гастроли спектакля "Ревизор.Версия" в Санкт-Петербурге

19 и 20 мая с большим успехом прошли гастроли спектакля "Ревизор.Версия" на сцене БДТ в Санкт-Петербурге.

#Et Cetera
#Новости

Александр Калягин: «Человек все время борется с самим собой»

В преддверии гастролей в Санкт-Петербург журнал «Театрал» опубликовал отрывок интервью с Александром Калягиным

#Интервью
#Новости

Памяти Елены Греминой

16 мая ушла из жизни Елена Гремина, основатель Театра. Doc, драматург, автор киносценариев.

#Новости