Мастер-класс Александра Калягина для участников Летней школы

Вчера участники Международной летней театральной школы СТД РФ получили уникальную возможность - посмотреть в Московском театре «Et Cetera» премьерный спектакль «Ревизор. Версия», в котором роль Хлестакова играет худрук Школы Александр Калягин. После спектакля состоялось обсуждение, в котором приняли участие Александр Калягин и занятые в спектакле артисты театра Владимир Скворцов и Наталья Благих. 

Встречу с участниками Школы начали заслуженные артисты РФ и исполнители главных ролей в спектакле Владимир Скворцов и Наталья Благих, которые рассказали о том, как рождался этот необычный «Ревизор»

Н. Благих: Мы договорились, что хотим услышать в Хлестакове мистического Гоголя, неоднозначного, Акакия Акакаиевича, а потом уже, на втором месте стояла задача соблюсти рамки комедийного жанра. Хотя нас время от времени сносило, вот, что значит сила мозолей, но мы старались вовремя отсекать штампы, очищали остов корабля от наростов. Старались относиться к произведению так, как если бы эту пьесу нам положили на стол сейчас, но непременно вместе с «Шинелью».

Вопрос от участника Школы: В чем современность «Ревизора»?

Н. Благих: Я никогда не встречала среди людей наделенных властью идиотов. Негодяев, наглецов – да, но идиотов – никогда. Это умные, хваткие люди, которые искренне верят в свою правду. Для нас было интересно понять, почему они попались на эту историю? На мой взгляд, грехи делают их слепыми. И это более чем современно.

В. Скворцов: Мы искали подтверждение в сегодняшних персонажах, находящихся у власти, и легко их находили, ежедневно открывая Интеренет. Текст сам по себе, как оказалось, настолько созвучен сегодняшнему дню, что даже страшно. 

Вопрос от участника Школы: Как вам работалось со Стуруа?   

Н. Благих: Могу причислить себя к московским артистам Роберта Стуруа, вот такое у нас счастье, можем с легкой душой поставить на себе его печать.

Вопрос от участника Школы: Насколько нужны спецэффекты в театре? Не теряется ли от этого магия театра?

В. Скворцов: Как мне кажется, в нашем спектакле спецэффекты помогают рассказать эту историю. Стуруа часто играет с инфернальностью. Один из его авторских приемов  – перенасыщенность, избыточность красок. Вы имеете право не соглашаться с такой визуальной яркостью театра, но если говорить о законах этого спектакля, здесь она оправдана. Мы пробовали огромное количество вариантов каждой сцены, каждой фразы. Мы играли не комедию, это страшная история.

Н. Благих:  Ведь «Ревизор» - не бытовая история, это полусказка, полусон. Каждый спецэффект, назовем это так, как партнер, дает толчок к развитию сюжета.

На этих словах к коллегам присоединился Александр Калягин. 

А.Калягин: Спектакль репетировали почти полтора года, пересмотрели около 15 постановок «Ревизора». И я все время думал над тем, ну кто сейчас поверит, что молодой повеса, картежник, пропойца смог обмануть взрослых бывалых чиновников… Этот вопрос мучил нас. Ради чего ставить? Коррупция неискоренима, она как температура, плавающая, то чуть выше, то чуть  ниже.  А что если пожилой человек попадает в эту историю? – подумали мы. В результате, как нам кажется, получился правильный разговор, в слегка ярком, не бытовом, гиперболизированном ключе.

«Ревизор» - хорошая русская комедия дель арте. Комедия часто увлекает и режиссера, а актеров еще больше своей игровой основой, от чего суть иногда теряется. Важно не забывать, с чего мы начинали. Комедию портят зрители. Невольно наступая на репризные педали, актер опошляет спектакль, играть надо не замечая реакции зрителей. Заниматься только своим делом и не ждать аплодисментов.    

 Хочу пожелать, чтобы в вашей жизни встречались такие режиссеры, такие пьесы, такие роли. Когда рядом есть Стуруа с его въедливостью, актеру не легко. Спектакль  тяжело давался, в результате получилось то, что получилось.

Вопрос от участника Школы: Используете ли вы систему Михаила Чехова?

А. Калягин: Отвечу не по «школе». Я не знаю, что я использую. Иногда помогает одно, иногда другое. Представьте, вы умелый гребец, вот у вас лодка и весла хорошие, и руки накачанные, но волны то такие, то такие, то штиль, то шторм. Драматургия как эти самые волны, каждый раз ваш гребной рывок приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Помощь нужна обязательно. Но можно прочитать сто книг, и быть дураком, а можно прочитать одну – и впитать из нее всю мудрость. Но знать, конечно, надо стремиться все.

Напутствием школярам не тратить драгоценное время зря, учиться, схватывать все, что дают педагоги и режиссеры проекта, завершилась творческая встреча участников Международной летней театральной школы СТД РФ с Александром Калягиным и артистами возглавляемого им театра.    

Фоторепортаж Олега Хаимова

В СТД РФ почтили память погибших в Великой Отечественной Войне

Вчера, 22 июня, в Союзе состоялся вечер, посвященный страшной дате в истории нашей страны.

#СТД РФ
#Новости

Зачем применили к Малобродскому крайнюю меру?

Александр Калягин о заключении под стражу нашего коллеги

#СТД РФ
#Новости

Галина Волчек: 45 лет у руля «Современника»

Поздравляем Галину Борисовну, «современниковцев» и всех нас с этим прекрасным юбилеем!

#Новости