Выбираю роль болельщика

02.02.1984



Он позвонил сразу же после моей командировки в Днепропетровск и знакомым, чуть с хрипотцой, «калягинским» голосом, в котором угадывалась грусть, спросил: «А что, мог ли все-таки выиграть „Спартак“ или шансов не было никаких?..»

Я стал говорить то, что говорил уже многим другим: спартаковцы устали от напряженнейшей концовки сезона, чересчур много сил и эмоций отнял матч с «Астон Виллой», наконец, «Днепру» в тот день удалось доказать на деле свое право называться чемпионом. страны. Говорил и понимал, что все это в так хорошо известно. И знал — у настоящего болельщика от этого на сердце легче не становится.

Уже позднее, когда страсти по поводу напряженной развязки сюжета первенства улеглись и нам удалось повидаться, я поинтересовался, почему же его футбольные симпатии отданы именно «Спартаку».

Все, о чем мы говорили в тот раз с народным артистом РСФСР Александром Калягиным, касалось футбола, и мне кажется, что многое из сказанного им представляет интерес. Вот почему я и решил вернуться к нашему разговору сейчас — в канун нового футбольного сезона, когда трем советским клубам, в том числе и «Спартаку», предстоит продолжить борьбу в европейских турнирах.

 — Почему именно «Спартаку»? — переспросил Калягин. - Да потому, что эта команда прежде всего играет в футбол. И Только с помощью игры стремится идти вперед. Живет на поле, а не существует, борется в каждом матче, а не участвует в нем. Это ли не те самые качества, которые наиболее уважаемы и ценимы болельщиками? И за всем этим, на мой взгляд, угадывается мудрость наставника, старшего тренера клуба Константина Бескова, чьи футбольные вкусы позволяют создавать игру, радующую сердца миллионов поклонников. Причем не только спартаковских. ..

 — Стало быть, вы считаете, что лицо команды прежде всего определяет ее наставник?

 — Безусловно. Так же, как и в театре все: репертуар, подбор актеров, профессиональный уровень постановки — в первую очередь зависит от главного режиссера, так и в футболе все начинается и заканчивается тренером. И, если он профессионал высокого класса, как и режиссер видит будущий спектакль, обязан видеть игру своей команды, чувствовать ее. Ведь, придя в 1977 году в «Спартак», Бесков уже наверняка знал, каким он хочет сделать его. Знал и искал, кто поможет ему в этом. И поиск тот был ознаменован целым рядом удачных открытий, находок. Вспомните, как неожиданно появились в составе сначала Дасаев, Романцев, Шавло, а чуть позднее Черенков, Родионов. Помнится, немногие верили, что приглашенный из московского «Динамо» Гаврилов, а из костромского «Спартака» Ярцев, которому уже было под тридцать, заиграют. А они преобразились буквально на глазах, стали игроками сборной… Бесков — тренер, никогда не идущий на поводу у обстоятельств, постоянно стремится сам управлять ими.

 — А кто еще из наших тренеров вам импонирует?

 — Эдуард Малофеев. Интереснейшая личность. И футболист был своеобразный, и в тренерском деле стремится избегать стандартов. Так же, как и Бесков в «Спартаке», Малофеев в минском «Динамо» начинал практически с нуля. Да и команду принял далеко не в идеальном состоянии. Но не дрогнул, а пошел своим путем. Стал искать интересных футболистов, создавать игру, которую уже видел, чувствовал. И в результате последние два сезона минчане завоевывают «золото» и «бронзу». Но дело даже не в медалях и местах, а в том, что наш футбол приобрел еще один своеобразный клуб, радующий своей игрой, в котором выступают такие прекрасные исполнители, как Курненин, Пудышев, Зыгмантович, Сокол, Гуринович.

 — Означает ли это, что, кроме «Спартака» и минского «Динамо», по итогам прошлого сезона среди команд высшей лиги больше некого выделить?

 — Нет, это вовсе не так. Заслуживают добрых слов, и прежде всего за смелость, ставший чемпионом «Днепр» и дерзко заявивший о себе «Жалытнрис». Но если брать за основу игру и подходить к ее оценке по большому счету, до здесь, на мой взгляд, речь можно вести лишь о спартаковцах и минчанах. Коль скоро мы заговорили о прошлом сезоне, то нельзя обойти вниманием неудачи динамовских команд Тбилиси и Киева, от которых мы по традиции ждали успехов. Киевлян, по-моему, подвело их же постоянное стремление к программным действиям. С уходом в сборную Валерия Лобановского привычный рабочий ритм, выверенный им годами, нарушился. Отсюда и место за пределами шестерки. У тбилисцев смелый эксперимент Нодара Ахалкаци, связанный с резким омоложением состава, себя не оправдал. И теперь нового старшего тренера Давида Кипиани, которого я очень ценил и любил как футболиста артистичного, вдохновенного, ждут нелегкие испытания, связанные с восстановлением былой игры. Убежден, что при определенной поддержке и терпении ему это удастся сделать. И в этом должны быть заинтересованы все мы, поскольку грузинский футбол (как и театр) издавна снискал себе славу и уважение добрыми традициями, постоянными творческими открытиями и победами.

Тут мне хочется сказать еще вот о чем. Недавно был обнародован длиннющий список освобожденных и заново утвержденных старших тренеров различных команд. Можете себе представить, что бы сталось с нашими театрами, если бы в них, не дай бог, вот так же легко и играючи меняли главных режиссеров?

 — Ну, а что вы могли бы сказать о нашей сборной?

 — Скорее всего то же самое, что и многие другие. Ее отсутствие в финале европейского первенства во Франции чрезвычайно огорчительно. И самое главное, что попасть туда ей было вполне по силам. Но в спорте, как и в искусстве, без риска порой не обойтись. Убежден, что, сыграй в Лиссабоне наши футболисты смелее, острее, забудь они о том, что попасть в финал могут и с помощью ничьей, все могло бы сложиться по-иному. Впрочем, возможно, дело здесь не только в этом. Мы уже говорили о роли тренера. У нас почему-то принято винить во всех неудачах его одного. Между тем сборная страны, хотя и не попала в финал, поставлена на второе место в европейской классификации, а руководители команды в очередной раз… отправлены в отставку, как и их предшественники.

 — Я обратил внимание на то, что, обсуждая футбольные проблемы, вы постоянно вспоминали о театре…

 — В этом нет ничего удивительного. У искусства и спорта много общего. И прежде всего в стремлении к подлинному творческому поиску, без которого ни там, ни здесь успеха не достичь. Среди людей искусства всегда было много страстных поклонников футбола. Его просто обожал покойный Михаил Михайлович Яншин. Сейчас на трибуне частенько можно увидеть драматурга Алексея Арбузова. Никита Михалков — капитан футбольной команды кинематографистов. А Анатолий Ромашин и Армен Джигарханян вместе с уважаемым Гавриилом Дмитриевичем Качалиным — тренеры сборной Театра имени Маяковского. Мало кто знает, что каждый год в Москве проходят футбольные турниры театральных коллективов. И, поверьте, во многих матчах актеры играют так же вдохновенно, как и на сцене.

 — А если бы вам предложили участвовать в фильме о футболе: какую бы роль выбрал Александр Калягин?

 — Сами понимаете, что от роли «звезды», наводящего страх своими прорывами и ударами на оборону соперников, мне бы пришлось отказаться, за роль тренера взяться также не рискнул бы - слишком уж непостоянное к ним отношение. Так что остается одна, но зато привычная роль — преданного, верного болельщика.

 — Ив заключение: каковы ваши пожелания тем, кто играет и просто смотрит футбол?

 — Постараться все сделать для того, чтобы в новом сезоне он был по-настоящему красивым и победным. Тогда удастся избежать взаимных разочарований.

А. Львов
оветская культура, 2.02.1984

 

 

 

 

Фотовыставка "Буря" Шекспира: от репетиции к спектаклю"

В эко-отеле «Актер-Руза» открылась фотовыставка «Буря» Шекспира – от репетиций к спектаклю», постановка которого проходит в театре «Et Cetera» под руководством А.А. Калягина.

#Et Cetera
#Новости

Утвержден состав Оргкомитета по проведению Года театра в России

Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев 7 июля утвердил состав Оргкомитета по проведению Года театра в России.

#СТД РФ
#Новости

Юбилей Лии Ахеджаковой

9 июля юбилей отмечает актриса театра и кино, народная артистка России Лия Ахеджакова.

#Новости