Доклад Александра Калягина на VI (XX) съезде СТД РФ (ВТО)

Дорогие друзья!

16 июня 2011 года Союзу театральных деятелей Российской Федерации исполнилось 135 лет.

Это серьезная юбилейная дата, с чем я вас поздравляю!

Наше театральное сообщество прожило 135 лет, пережило всё: революции, войны, смены правительств, партий, империю и СССР, 90-годы и нулевые, и теперь продолжает жить, доказывая, что объединение театральных деятелей России — объединение сильное, жизнестойкое и дееспособное.

И все досужие рассуждения о том, что творческий союз не нужен, сказанные вслух или шепотом на ушко, вызывают во мне не обиду, а возмущение. Возмущение, потому что это позиция не только эгоистичная: мне не нужен Союз, а значит, не нужен никому, но еще и разрушительная, направленная, в конечном счете, на уничтожение единой театральной системы России, связанной общими, я бы сказал, кровеносными сосудами.

 

Сегодня мы собрались на съезд, чтобы выбрать новое руководство: Председателя Союза и Секретариат, и чтобы определить стратегию развития на следующие пять лет.

Съезд — это мероприятие с одной стороны, рутинное, с обязательными процедурами подсчетов голосов, урнами для голосования и т.д, а с другой стороны, мероприятие, где возможны интриги, своя драматургия, разные жанры от  фарса до абсурда…

Мне очень понравилось следующее определение, что такое съезд: «Каждый съезд — это всегда шоу...На съезде можно затосковать, конечно, можно встать, поаплодировать, можно порадоваться решениям или, наоборот, погоревать. Но в целом съезд – это всегда некий апофеоз деятельности общественной структуры....» Это комментарий по поводу последнего съезда «Единая Россия» нашего Президента Дмитрия Анатольевича Медведева.

  У  вас на руках  отчет Секретариата о проделанной работе за прошедшие пять лет. Это 63 страницы текста! Целая пьеса! Будем говорить о том, что сделано, только для того, чтобы понять, что надо делать дальше.

Тем более, что все эти годы вы получали наши отчеты, изданные в виде увесистых томов (вот они, лежат у меня на столе), в которых представлена вся картина достаточно разнообразной и яркой жизнедеятельности нашего театрального Союза. Итоговый отчет вы тоже получили, может быть, и я даже надеюсь,  успели его прочитать.

           Итак. Еще в 1894 году, в новом Уставе "Русского театрального общества" было записано: "Благотворительная деятельность, бывшая главной целью поставлена на второй план, на первом же плане является содействие всестороннему развитию театрального дела в России..." Главной целью театрального Союза и сейчас остается содействие всестороннему развитию театрального дела. но сегодня  я ставлю тире и продолжаю - спасение театральной системы страны.

Хочу повторить: спасение театральной системы страны.

  Такова современная реальность — мы сами должны предложить свой план реформирования и сохранения театральной системы России, пока она не развалилась окончательно, и не дожидаясь такого развития событий, когда делать это будет поздно и реформированием займутся   люди, далекие от театра.

Еще раз повторю — мы должны сделать это сами.

Первое. Нужна Дирекция российских театров!

Никто не занимается  кадровой политикой в области театра. Невозможно заниматься кадрами, не зная расстановку сил по всем театрам страны.

К деятельности министерства культуры я отношусь с огромным уважением,  СТД РФ без поддержки министерства не решил бы ряд важнейших вопросов в театральном законодательстве, но сегодня ситуация такова, что Министерство культуры занимается исключительно федеральными театрами, а департаменты культуры — муниципальными. Но всеми театрами как единой системой, организованной по принципу сообщающихся сосудов, никто  не управляет.

Второе. Нужна контрактная система!

Контракты необходимы, чтобы оздоровить наши театры. В противном случае театр  будет продолжать задыхаться, существуя  в постоянном противоборстве директора и художественного руководителя, артистов и режиссера, коллектива театра и учредителя.

Хочу еще раз подчеркнуть, контрактная система нужна, без нее нам не обойтись. Введение контрактной системы должно увеличить в разы актерские зарплаты, которые сегодня, прямо скажем, просто нищенские.

Но мы все понимаем, что, конечно, контракты - это мера жесткая, даже очень жесткая, и, конечно, мы должны обеспечить социальную защиту артистам, людям театра, чтобы наши люди не оказались на улице. Мы должны продумать и мы думаем о доплатах к пенсиям, сейчас 1700 человек получает такую доплату, но это всего 300 рублей. Когда мы стали доплачивать к пенсиям а это было в 1997году  -300 рублей составляли 80 процентов от всей пенсии. Сегодня, понятно, что это сумма копеечная, и нам надо искать пути, чтобы доплата стала ощутимой. Дальше мы должны подумать о возможности миграции для творческих работников театра.

  Наш театр растерзан постоянными конфликтами: все мы помним ситуацию в Нижнем Новгороде, Челябинске, Петрозаводске и т. д. ..., наконец, последние скандалы в Москве. Буквально на днях - новый прецедент в театре Маяковского — недавно назначенный режиссер Карбаускис просит разобраться Департамент по культуре в его конфликте с директором.

  Каждый раз пишутся письма: от начальников департаментов до губернаторов, создаются конфликтные комиссии, которые пытаются разобраться в ситуации на местах. Меня соответственно обвиняют, в одном случае, что я выступил против руководителя, а в другом случае — против труппы. А я стараюсь быть за  - ТЕАТР!

И я убежден, что конфликты возникают по одной причине — театрами как единой системой никто не управляет.

 

Отсюда эта чехарда с назначениями, отсюда эти бунты артистов, которые иногда считают, что все могут, а когда бездействуют департаменты культуры, то артисты начинают думать, что они сами могут решать, и кого приглашать в театр.

В статье, опубликованной в газете «Известия» за 9 сентября я уже излагал эти свои мысли. И я счел необходимым их снова повторить, потому что мое предложение создать Дирекцию российских театров, я думаю, мы должны обсудить вместе. Некоторые свои соображения наши коллеги мне уже изложили. Кто-то считает, что это делать необходимо. А кто-то мне объяснил, что создать новую государственную структуру невозможно. Но есть третье мнение – нужно создать ассоциацию российских театров при СТД РФ.

 

Честно, я не готов сформулировать концепцию новой структуры, нужно собрать наши «светлые умы», чтобы это сделать, но в чем я безоговорочно убежден - ничего не делать и ждать решений сверху, не просто опасно, а чревато трагедией.      

Мы долгие годы свои упреки обращаем  к государству, и наши  упреки по большей  части  справедливы.

Я говорил почти во всех своих выступлениях о том, что в России отсутствует государственная политика в области театра. И много лет мы пытаемся доказать, что театр – это социально значимый институт, а не контора по оказанию услуг населению. И роль театра  в обществе столь же важна, как и необходимы медицина и образование.

И сегодня мы сделали серьезный прорыв в диалоге с властью, наконец, Правительством Российской Федерации одобрена и принята «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года», разработанная Союзом театральных деятелей  совместно с Министерством культуры России.

К такому результату, вы знаете, мы шли долго, поскольку, как водится, прежде чем передавать проект на утверждение в Правительство, мы направили его на согласование в ряд министерств.

Главное, что удручало чиновников различных министерств — это как обычно, тезис об обязательном бюджетном финансировании театров.

 

Но, тем не менее, мы обратились непосредственно к Председателю Правительства РФ Владимиру Владимировичу Путину и распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года  Концепция принята. 

Этот очень серьезный документ — я должен особенно обратить на это ваше внимание. Концепция  является своего рода идеологией, условно говоря - это наши заповеди, по которым следует жить театру в ближайшие годы.

«Концепция» по сути, устанавливает правила, по которым мы будем взаимодействовать с органами власти. И устанавливает правила, по которым мы будем строить свою театральную жизнь, учитывая общественные интересы.

Конечно, «Концепция» – не закон прямого действия, и ждать, что после принятия Концепции сразу же все театры получат деньги на новые постановки, поедут на гастроли, повысится зарплата – это нереально. И все же я не считаю этот подготовленный Министерством культуры совместно с нами документ пустой декларацией. Приведу две цитаты: 

«- ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры.» Важно,  что государство признает это.

Далее. «Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов – объективная закономерность. (Переведу на русский язык – государственное финансирование по объему всегда растет быстрее, чем  собственные доходы театра.) Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире.

Это, напомню, документ, утвержденный Председателем Правительства, а значит, в отстаивании интересов театра мы можем и должны этот государственный подход к театральному искусству внедрять в сознание и региональных лидеров.

Это  документ! Но он может остаться  документом только  на бумаге,, если в каждом субъекте федерации, в каждом городе, где есть театр, не будут приняты  долгосрочные программы развития театрального дела, и это надо понимать

Поэтому я прошу вас, надеюсь, меня слышат руководители наших региональных отделений, вы должны волноваться, теребить свое начальство, озаботиться тем, чтобы Концепция была принята в вашем регионе: в Челябинской области и в Башкортостане, в Ивановской области и в Адыгее и т.д.

Естественно, исходя из особенностей каждого региона: сколько в нем проживает жителей, сколько есть театров, какие они и т. д.

Поверьте мне, очень важно, чтобы Программа по развитию театрального  дела была принята повсеместно. 

И это особенно важно на фоне проводимых реформ в бюджетном  секторе. В общем, мои дорогие, Документ принят и наша задача сделать так, чтобы он действовал в каждом городе, в каждом театре.

Еще одна важная победа – закон № 94-ФЗ, наверное, самый курьезный за всю историю, больше не имеет к нашему творческому процессу никакого отношения. Нам не надо объявлять тендеры и тогда, когда мы выбираем художника или режиссера, и тогда, когда шьем костюмы.

Это препятствие мы преодолели. Как долго и как тяжело нам было, рассказывать не стану. Все коллизии этого драматического, отчасти комического сюжета вам известны.

Еще из хороших новостей:  Премьер-министр страны Путин дал поручение об увеличении суммы, которая не требует  объявления конкурса, теперь это не жалкие 100 тысяч, а 400 тысяч рублей.  Пока это только поручение, но мы надеемся, что оно обязательного будет исполняться.

Какие-то шаги нам удаются, но мы не расслабляемся, не забываем, что ходим по минному полю.

Я с полным правом могу сказать, что Союз театральных деятелей не пропустил ни одной возможности заявить свое понимание того, как должен развиваться театр в партнерстве с государством.

От имени театрального Союза я выступал и в Совете Федерации, и на Парламентских слушаниях в Гос.Думе. Состоялась и моя личная встреча с Медведевым, на которой я имел возможность изложить проблемы, которые волнуют деятелей театра.

Что дальше:

Вам  известно, что Президентом страны после встречи с деятелями театра был дан ряд поручений. Мы проанализировали, как в реальности исполняются поручения Президента, и пришли к выводу, что в основном эти поручения исполняются или формально, или вовсе не исполняются.

Вот один из примеров. Министр печати и массовых коммуникаций совершенно откровенно проигнорировал поручение Президента о содействии театральной печати.

Мы написали ему письмо, а получили ответ от заместителя, который уверил, что они и так всем помогают. Но, простите, кому и как? Их гранты не решают судьбу ни одного издания. Грант, который они выделили, разве может спасти журнал «Станиславский»? А в каком тяжелом положении находится  газета «Культура»? Уже восемь месяцев ее сотрудники работают бесплатно,  газета доживает фактически последние дни. И это «Культура», которую десятилетиями читают во всех регионах страны. Я думаю, мы должны от имени  съезда театральных деятелей России снова обратиться к Президенту, чтобы решить этот вопрос.

  Столько встреч на самом высоком уровне, бесконечные выступления то в Гос.Думе, то в Совете Федерации, но положение театров не становится лучше.

 

А почему? Потому что у нас не работают законы, способствующие развитию театра. И приходится вести постоянную и изнурительную борьбу за свою территорию.  И вряд ли наступит время, когда удастся  вдохнуть спокойно и уже жить только проблемами творчества.

А потому, я повторю, мы живем все время как на минном поле, все время в ожидании очередного закона, который будет не только не служить интересам российского театра, но и будет вредить ему.

Вся эта деятельность отнимает много времени  и требует много усилий. И мы будем продолжать ею заниматься, деваться некуда. Все, что я говорил выше — вещи важные и необходимые, но я хотел бы поговорить действительно о главном — о творчестве.

Мои дорогие, даже, если у нас будет все: и отремонтированные театры, и финансирование, и правильные законы, которые будут правильно исполнятся,  но не будет талантливых спектаклей, то мы никому не нужны. 

Скажу честно, я иногда думаю, как же мы выглядим со стороны: какое-то сборище  нытиков, которые все время что-то просят, и все время чем- то недовольны, но, мои дорогие, пора задать себе вопрос: довольны ли мы собой, своим театром?

Понятно, что последние годы театр пытался  элементарно выжить. Таковы были условия общей жизни в стране — чтобы  победить конкуренцию на рынке, театр старался  завлечь зрителей всеми мыслимыми и немыслимыми способами, двери открылись  для пошлости, низкопробного ширпотреба. Но я не торопился бы и не стал бросать в театр камень, каждый на своей шкуре прошел через это.

Каждый день мы задавали себе вопросы: закроют твой театр или нет? Дадут ли финансирование? Придут к тебе твои старые, преданные театру зрители, которые в большинстве своем оказались без средств  существования? А как завоевать новых зрителей? Все эти вопросы мы ежедневно задавали себе и чаще всего не знали на них ответа. Это все правда, но есть еще и другая правда — театр в этих своих стараниях выжить -  зашел слишком далеко.

Мы добились того, что сегодня театральные залы заполняются, но мы потеряли свой театр, тот театр, который отражал «жизнь человеческого духа», театр, который открывал истины и рождал общие эмоции, участвовал в формировании общественного сознания.

Почему-то современный театр чаще всего отгораживается от проблем, которыми живет сегодняшний мир, он не желает слышать сигналов SOS, поступающих из  сегодняшней жизни.

Мы все понимаем, что грядут перемены, реформируется политическая система в стране, и театр как живой организм не может это не чувствовать. Телевидение, интернет, пресса вываливают тонны информации, буквально через считанные секунды мы узнаем, что и  где произошло.   Мы жалуемся на телевидение, которое оболванивает зрителя, и, дескать, театру приходится работать для такого уже попорченного телевидением зрителя, но, друзья мои, я должен сказать, что это слабые оправдания. Такое впечатление, что наш театр не живет в нашей стране, в которой так много боли.

Мы снимаем грим и выходим на улицу, а там другая жизнь, но  как будто это жизнь нас не касается, она проходит мимо нас. Даже в коммунистическое время, мы прорывались к правде, вопреки всем запретам, жесточайшей цензуре. А теперь мы только умеем  пародировать, но  пусть пародиями занимается «ПРОЖЕКТОР ПЕРЕСХИЛТОН». То, что я говорю: это дважды два, это все хорошо в теории, но, мои дорогие, русская театральная школа может жить только больным сердцем, чужой болью.

И я хорошо понимаю, и думаю, что вы со мной согласитесь: модернизировать искусство театра в принципе  невозможно, можно модернизировать технологические возможности театра, но само искусство — нельзя, оно развивается по своим непреложным законам.

Так было всегда, так есть и сейчас: главное в театре слово, мысль, чувство, и, в конце концов, а все это может воплотить  только живой человек.

Есть такой  известный философ, историк и экономист Сергей Кара-Мурза, в прошлом году в театре Et Cetera у нас была с ним встреча. Он нам рассказывал о манипуляциях общественным  сознанием в мире. И кто-то спросил: но ведь и театр манипулирует сознанием. Кара-Мурза замечательно ответил: « В отличие от всех других механизмов, театр выполняет благородную миссию, он не усыпляет сознание, а пробуждает его».

В российском театре практически исчезла общественно-политическая линия. Кто сегодня занимается поисками гражданского театра? Возможно есть и другие примеры, но я лично могу назвать работу только одного режиссера Кирилла Серебренникова - это «Отморозки».

Кстати, на нашем фестивале «Твой шанс» спектакль получил первую премию. Можно по-разному относиться к этой работе, но равнодушным остаться на этом спектакле нельзя. 

Надо признать, что мы обуржуазились, а как сказал потрясающе Бердяев: "На почве буржуазной культуры Россия никогда не будет талантлива".  Вот мы и перестали быть талантливыми, отказавшись мучительно познавать мир.

  Как этому  противостоять – тут не может быть  никаких административных мер, нет никаких общих рецептов, каждый должен решать сам наедине с собой, со своей совестью.

          Что самое главное? Мы должны возродить режиссерскую профессию, восстановить институт главных режиссеров.

       Ни Министерство культуры, ни СТД не могут запрограммировать рождение талантливых режиссеров, но мы можем помочь появившимся талантливым людям проявить себя, вырастить из них лидеров театра.

Я об этом уже говорил, но позволю себе повторить. Возникли новые имена молодых талантливых режиссеров, им предоставили возможность поставить спектакли, некоторые  работы получились. Дальше у них появятся еще предложения, и они будут ставить в других театрах. И, слава Богу! Но меня пугает, что они будут использоваться театрами только как постановщики разовых спектаклей, а я считаю, им важно дать возможность развивать свое авторское направление. Необходимо и дальше следить за их судьбой, некоторым из них надо предложить руководство театром, сначала небольшим, а, может быть, театром в провинции.

Кого-то определить в очередные режиссеры, чтобы человек окунулся в реальную сложную жизнь театра.  Режиссеров надо взращивать, ими надо заниматься постоянно и серьезно.

Союз делает очень большое дело: мы проводим огромное количество семинаров, мастер-классов, лабораторий практически для  представителей всех театральных профессий, включая и завпостов, гримеров, завлитов и т. д.  Мы проводим режиссерские лаборатории Додина, Гинкаса, Шапиро, Фокина, Хейфеца, Туминаса, Исрафилова - это профессиональная учеба, которая очень важна, особенно для режиссеров из провинции. Эта серьезная работа,  которая действительно способствует профессиональному росту театральных специалистов, а значит и повышает общий художественный уровень театра.

Очень важны и постоянные выезды критиков на места, и участие Союза  в фестивалях, мы поддерживаем практически каждый фестиваль, который проходит в России. И это все делает наш театральный Союз.

Еще один очень важный наш проект -  совместный проект с радио Россия. Лучшие спектакли российских театров будут записаны и представлены на радио Культура. Уже записаны спектакли Ростовского и Ярославского театров. Следующие на очереди спектакли Омского театра, Пермского театра «У Моста», затем Казань и т. д. Я  давно об это мечтал: составить золотой фонд российского театра и представить спектакли широкой аудитории.   

Да, это та работа, которая  нужна больше регионам.

 

И я не скрываю, что наш театральный Союз, и это правда, больше ориентирован на работу с российскими театрами, на поддержку провинциальных театров, на помощь им.

За все время моего пребывания на посту Председателя СТД  я столько написал писем губернаторам, мэрам городов, начальникам департаментов, что можно издать не один том переписки с этими важными чиновниками. Кстати, это свидетельства нашего времени, по которым  можно судить, не только о том, какими проблемами живет  театральная культура, но и о тех людях, от которых зависит наша жизнь. И должен сказать, что далеко не все из них будут рады  обнародовать эту переписку.

Мои дорогие! Мы — творческий союз,  мы — объединение творческих людей, и, разрабатывая стратегию своей работы на следующие пять лет, мы не можем не задать себе главный вопрос: что мы — театральное сообщество - можем сделать для того, чтобы  наш театр, оставаясь разным, чтобы заставлял  думать и чувствовать, был живым.  Чтобы театром руководили не менеджеры, а художественные лидеры.

Я назвал некоторые наши позиции, те меры, которые необходимо предпринять, еще раз повторю их:

1.Необходима Дирекция российских театров для решения кадровой политики, проблемы гастролей и т.д.

2.Для оздоровления театра нужна Контрактная система

3.Повсеместно должна быть принята Концепция развития театрального дела до 2020 года.

4.Необходимо продолжать диалог с властью в законодательной области, чтобы не потерять тех льгот для театра, которых мы уже добились, и не допустить новых законодательных актов, которые могут мешать развитию театра.

5.Создать условия для возрождения режиссерского корпуса, восстановить  институт главных режиссеров.

И все это мы можем сделать, если будем работать вместе, слаженно. Вместе с региональными отделениями СТД, которые и есть наша опора на местах. Скажу прямо, многие отделения работают очень хорошо, но иногда бывает и такое: я договариваюсь с губернатором, прошу у министра культуры области содействия в решении того или иного вопроса, а мне отвечают: пусть и ваше отделение СТД работает, хоть что-то начнут делать. Конечно, в такой ситуации становится просто  стыдно.

Я считаю, что одним из самых важных критериев в работе отделений — это приток молодежи. Это же ужасающий факт — за последние пять лет численность членов СТД в Санкт-Петербургском отделении сократилась на 700 человек. 700 человек!  Слава Богу, что в других городах совсем иная ситуация.  В некоторых отделениях ежегодно  поступают в СТД по 50 человек. Много молодых артистов стали членами СТД и в Москве. Каждый год я им вручаю членские билеты и радуюсь, что молодежь к нам возвращается.     

Не могу не остановиться на многолетней и очень больной теме — Дом ветеранов сцены им Савиной. Об этом подробно будет говорить мой заместитель. Я только хотел бы сказать следующее.

Мы, наконец, нашли решение этой проблемы. После моего обращения в правительство, принято специальное решение о выделении на 2011-2013 годы средств из федерального бюджета для полного комплексного капитального ремонта и реставрации петербургского Дома ветеранов сцены. Для этого необходимо было передать комплекс ДВС в собственность Российской Федерации. Вот это постановление. Но передать только на время ремонта. Затем все помещения поступят в бессрочное безвозмездное пользование Дома ветеранов сцены имени М.Г.Савиной Союза театральных деятелей. Я бесконечно благодарен и Председателю правительства Путину Владимиру Владимировичу, деньги на полную реставрацию выделены солидные.

И я благодарен Владимиру Игоревичу Кожину, управделами Президента, который взял всю эту работу под личный контроль.

Но вы знаете, что вокруг ремонта ДВС много спекуляций, ненужной истерики. Вот и на съезд поступило письмо от одного из ветеранов. Мы его вчера рассмотрели на Секретариате, и на встрече с вами вас информировали. Но должен вам сказать, что вся эта истеричная патетика, как бы в защиту ветеранов, на самом деле только вредит,  будоражит, нервируют стариков. Средний возраст ветеранов сцены — 87 лет!

Конечно, ветераны волнуются: вернутся ли они в отремонтированный дом. Я их тревогу отлично понимаю. Поэтому, во-первых, попросил В.И.Кожина от своего имени направить КАЖДОМУ ВЕТЕРАНУ письмо с гарантией его возвращения в ДВС после ремонта. Вот его письмо. Ветераны, получив это письмо, как мне доложил директор ДВС, успокоились.

Стали паковать вещи для переезда на время ремонта в наш пансионат в Комарово, где полным ходом идет ремонт, чтобы у всех были отдельные комнаты, приспособленные для комфортного проживания ветеранов

Во-вторых. Вчера на Секретариате решено от имени СТД направить также КАЖДОМУ ВЕТЕРАНУ именной сертификат с гарантией возвращения в отремонтированный ДВС. Сразу же после съезда каждый ветеран такой сертификат получит.

Я не остановился на многих проблемах. Скажем, на проблеме национальных театров. Это очень серьезный разговор, наверное, заслуживающий специальной конференции, и я надеюсь, что мы обязательно ее проведем. Потому что речь идет о сохранении не только национальной театральной культуры, но и сохранении языка через театр.

Я не рассказал о благотворительной работе, но должен признаться, я счастлив, что уже несколько лет наш Союз имеет возможность помогать членам СТД, попавшим в беду  и помогать серьезно. Все эти цифры у вас тоже есть.

 

Я хочу рассказать только об одном случае, просто поделиться с вами: на одной из встреч в Синем зале СТД  выступил молодой танцовщик, который рассказал, что из-за болезни он был обречен покинуть сцену, но благодаря нашей помощи ему удалось победить болезнь и сейчас он вернулся в балет. Не буду скрывать:  это были счастливые минуты. Таких людей, которым мы смогли помочь, много, и они высказывают свою благодарность, но этот юноша запомнился мне больше других, представьте молодого человека, который должен в расцвете сил покинуть сцену. Слава Богу, все обошлось!

 

  «В наше время ничто не производит такого благоприятного впечатления на слушателей, как хорошее, совершенно затертое общее место. Все вдруг ощущают некое родство душ». - это Оскар Уайльд. Признаюсь, я очень старался  избежать общих мест в своем выступлении, но очень хотел ощутить с вами родство душ.  

Не знаю, как вы оцените наш труд, но я хочу поблагодарить всех своих коллег, которые так самоотверженно и преданно служат нашему театральному Союзу. Моя огромная признательность всему Секретариату СТД, моему заместителю Евгению Юрьевичу Стеблову. Огромное спасибо всем сотрудникам региональных отделений СТД РФ, Центральному аппарату. Моя  бесконечная признательность вам всем, дорогие друзья, вы настоящая команда единомышленников.    

Мы должны определить стратегию работы на следующие пять лет. Я думаю, что принцип, который мы для себя определили: здоровый консерватизм в сочетании с умением современно мыслить и адаптироваться к новым условиям – оказался успешным. Думаю, что и впредь мы будем ему следовать.

Фотовыставка "Буря" Шекспира: от репетиции к спектаклю"

В эко-отеле «Актер-Руза» открылась фотовыставка «Буря» Шекспира – от репетиций к спектаклю», постановка которого проходит в театре «Et Cetera» под руководством А.А. Калягина.

#Et Cetera
#Новости

Утвержден состав Оргкомитета по проведению Года театра в России

Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев 7 июля утвердил состав Оргкомитета по проведению Года театра в России.

#СТД РФ
#Новости

Юбилей Лии Ахеджаковой

9 июля юбилей отмечает актриса театра и кино, народная артистка России Лия Ахеджакова.

#Новости