Играем Шекспира

Московский театр «Еt cetera» под руководством Александра Калягина справил свое новоселье, представив зрителям «Смуглую леди сонетов» (довольно редкую гостью на сценических подмостках). В 1910 году Бернард Шоу написал эту piece d'occasion (пьеса на случай) для спектакля, идущего в фонд проекта Национального театра, предназначенного стать памятником Шекспиру и вместе с тем центром национального драматического искусства. Хотя повод к написанию «Смуглой леди» весьма серьезен и значителен, пьеса эта — комедия. 

Спектакль театра-новосела словно бы пронизан радостной атмосферой фантазий: по такому случаю грех не помечтать, а перспективы просматриваются как никогда многообещающие. Впрочем, ничем иным как фантазией являются и события, развертывающиеся в интерлюдии (так драматург обозначил жанр своей пьесы) парадоксалиста и насмешника Шоу. Уверенный, что Елизавета Английская «не имела ни малейшего представления о существовании Шекспира», Шоу однако решил их «познакомить». Что и происходит при обстоятельствах вполне романтического толка. Шекспир оказывается ночной порою в саду королевского дворца, куда он приходит на свидание к Смуглой леди, фрейлине Елизаветы. 

Говоря о личности Шекспира — гениального английского барда, каким он предстает в своих творениях, — Шоу прежде всего выделяет его «изумительную жизненную энергию». Нельзя не признать, — опустив, впрочем, для пущей объективности эпитет, — что и Александр Калягин-Шекспир наделен жизненной энергией сполна. А еще — подкупающей искренностью, обаянием раскрепощенного, открытого и свободного духом художника. Под стать ему и Татьяна Владимирова — королева Елизавета. В своей героине она позволяет зрителям ощутить масштаб личности своеобычной, значительной. Одно удовольствие и смотреть на нее, и слушать: пластический рисунок роли графически отточен и изящен, а речь пленительно музыкальна. 

Интерлюдии Шоу предпосланы театром в качестве своеобразного пролога эпизоды из шекспировской комедии «Много шума из ничего». Разыгрываются те самые эпизоды, где записные острякиБенедикт-А.Калягин и Беатриче-Т.Владимирова, убежденные — по их уверениям — «враги брака», оказываются объектом розыгрыша своих друзей, вознамерившихся соединить их узами супружества. Этот розыгрыш тем увлекательней, чем более рьяно Бенедикт и Беатриче соперничают друг с другом в острословии, так что их пикировка порой становится едва ли не сродни настоящей словесной войне. Из «шуточной войны», из карнавальной игры возникает их любовь. 

Есть нечто от колорита комедии дель арте в том, как решаются режиссером Романом Козаком и актерами эпизоды из «Много шума», которые задают тон праздничной атмосфере всего представления. Однако у Шоу в «Смуглой леди» сам Шекспир с горечью называет комедию «Много шума из ничего» непотребной пьесой, написанной в угоду невзыскательному вкусу публики и алчности дельцов, заботящихся единственно о своем кармане. Герой Шоу испытывает горечь от осознания того, что превозносят его «банальности», но пренебрегают его лучшими творениями. Такими, как «Король Лир». Один из монологов Лира, включенный в спектакль, проникновенно исполнен А. Калягиным. 

Герой Шоу ратует за восстановление «былого достоинства театра и его высокого предназначения». Пользуясь случаем, он стремится убедить королеву в настоятельной необходимости учреждения национального театра, который, как пишет Шоу, «стоит иметь ради Национальной души». Этот довод вполне актуален и для нынешнего российского театра. А нашим государственным мужам стоило бы, наверное, прислушаться к словам королевы из «Смуглой леди сонетов»: «Создающий песни народа могущественнее, чем создающий его законы». 

Валентина Горшкова
Московская правда, 18.11.1997
 

А.КАЛЯГИН: ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ ГОДА ТЕАТРА В РОССИИ

Радостная весть из Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

#Новости

Юбилей Александра Гельмана

Вчера, 29 октября в ТЦ «На Страстном» было, как всегда, многолюдно и торжественно. Было много народных артистов, режиссеров, политических деятелей, зрителей, друзей и коллег, которые собрались

#Новости

Гоголь вернулся в Италию

По просьбе "Театрала" Александр Калягин написал очерк о римских гастролях.

#Et Cetera
#Статьи Калягина
#Новости