Латвия – это мой климат, моя аура!

02.11.2012



"Телеграф.lv"

В Ригу с гастролями, приуроченными к 10-летию Дома Москвы, приехал московский театр Et Cetera. В субботу на сцене Национального театра он представит спектакль «Шейлок» — по пьесе Шекспира «Венецианский купец». Телеграфу удалось задать несколько вопросов руководителю труппы и исполнителю главной роли, замечательному Александру Калягину.

 

– Александр Александрович, почему для нынешних гастролей выбран именно «Шейлок»?

 

– Все очень просто. Это один из лучших наших спектаклей – с точки зрения и этики, и эстетики. А кроме того, его поставил Роберт Стуруа, грузинский режиссер с мировым именем. С ним у нас давняя дружба и это был его первый спектакль в нашем театре. Что важно, нам надо было поднять планку и мы ее благодаря Роберту подняли и заняли свое место на театральной карте Москвы. Этот спектакль наша гордость, с ним мы много поездили, были на шекспировском фестивале в Польше. Есть еще и шекспировская «Буря» Стуруа в нашем театре, но декорации этого спектакля на латвийской сцене, увы, не встают, как положено. В общем, выбрали оптимальное решение. А для того, чтобы понять, почему режиссер назвал спектакль именем героя пьесы, вам надо эту постановку посмотреть. Хуже нет, когда режиссер или актер начинает долго говорить о том, что он поставил или сыграл. Могу только сказать, что это спектакль о зове крови, о том, что это значит, когда тебя унижают, о том, что ты в силах вынести в этой жизни, чтобы не предать самого себя. Стуруа взрывает эту тему, смотря на нее парадоксальным, но ясным взглядом.

 

– Стуруа еще не вернулся в Тбилиси после скандала годичной давности?

 

– Он у нас в Et Cetera сейчас главный режиссер. После того как Саакашвили его выгнал из тбилисского театра, я пригласил Стуруа в наш театр. И он согласился, хотя были приглашения и от других коллективов. Сейчас власть в Грузии сменилась, к власти пришли друзья Роберта. Так что теперь он сам будет решать, что дальше, ведь его жизнь в его же собственных руках. Но я сужу по нашим недавним разговорам, что он с удовольствием остается в нашем театре и думаю, что в дальнейшем он может быть главным режиссером сразу двух театров – и в Москве, и в Тбилиси. Это все равно что в музыке — там есть понятие «главный приглашенный дирижер». Например, Юрий Темирканов руководит оркестром Санкт-петербургской филармонии и одновременно он главный дирижер Бостонского симфонического. Вот и Робик может так... Совсем недавно он осуществил у нас премьеру «Ничего себе местечко для кормления собак!», потрясающая притча. Скоро и в Тбилиси у нас гастроли пройдут и мы будем счастливы там показать наши достижения.

 

– Вы задействованы в политических процессах? Подписываете какие-то письма, в поддержку Путина, например?

 

– Я никогда не подписываю никакие письма, но были исключения. Например, мне как-то прислали письмо насчет Ходорковского. Я его рассмотрел и попросил суд рассмотреть его дело, как следует. Почему-то потом кто-то подумал, что я нечто против Ходорковского имею. Но я отношусь к таким письмам совершенно нормально. Если вас что-то бесит, то вы пишете. Если вас что-то волнует, то вы созываете своих друзей и подписываете. Это и называется общественная, гражданская совесть – называйте как угодно. Так и на Западе делается – пишут и канцлеру, и президенту, и премьер-министру. Я высказываю свою точку зрения, а вы свою и в результате мне нравится, а вам не нравится, вот и все. Мы все время говорим о свободе, так дайте ж мне сказать, не унижайте меня...

 

– Расскажите о вашем латвийском периоде жизни. Ведь вы часто живете в Юрмале, вас иногда видят в ресторанчиках в Риге...

 

– Родные вы мои! Вообще все, что связано с Прибалтикой, для меня очень дорого. Мама меня сперва привезла в Литву, когда мне было лет двенадцать. Моя мама была преподавателем и ее ученица тогда пригласила к себе. Это были курорты – Паланга, другие города... Еще до поступления в училище имени Щукина мы там лет пять каждый летний сезон проводили. Если бежать по моей биографии быстро, «через запятую», то можно вспомнить: когда мне было уже 16 лет, я в первый раз приехал в Ригу. Здесь тогда был фестиваль самодеятельных артистов-чтецов, я как раз в народном театре при Доме культуры медработников участвовал. Я обалдел тогда от Латвии. Простите, что так банально говорю, но запомнилось все, что с ней связано – море, дюны, сосны и т.д. Потом все время приезжал к вам – гастроли, гастроли, гастроли... Знаю, что это место для меня любимое и знакомое. Этой мой климат, моя атмосфера, моя аура. Лет 10—11 назад мы с женой, актрисой Евгений Глушенко здесь присмотрели участок и дом. Тогда были абсолютно приемлемые цены, а мы были эдакими представителями со средним достатком. То есть смогли свой достаток сюда вложить. Другое дело, что за эти 11 лет все тут феноменально разрослось и увеличилось. И я с круглыми от удивления глазами сам узнаю, что тут уже целая диаспора русской интеллигенции. Тут и Эммануил Виторган, и Миша Ефремов, и Андрей Васильев, и Валера Фокин и еще много людей, не буду называть их фамилии. Я, конечно, радуюсь за коллег, что они тоже тут, но я все равно всегда с гордостью говорю, что это все уже было после нас! Я с супругой был первым! Но вырываться сюда удается очень редко. Осенью и зимой иногда вырываемся на пару дней, приезжаем сюда с удовольствием! А уж каждое лето мы всегда здесь! Здесь и дети мои бывают, дочка из Америки приезжает...

Ушел Вячеслав Гвоздков

Не стало Генерального директора Самарского академического драматического театра им. Горького, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Вячеслава Алексеевича Гвоздков

#Новости

Декамерон в «Et Cetera»

16-17 января в театре «Et Cetera» состоялись премьерные показы спектакля «Декамерон. Любовь во время чумы» по мотивам новелл Дж.Боккаччо.

#Et Cetera
#Новости

Юбилей Александра Пантыкина

12 января юбилей отмечает музыкант, композитор, заслуженный деятель искусств России Александр Пантыкин.

#Новости