Минобрнауки хочет реформировать театральное образование

22.10.2012



Известия

Деятели российского театра считают, что действия чиновников снизят уровень наших творческих вузов

 

Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона «Об образовании в РФ». Чтобы от него отбиться, в Союзе театральных деятелей собрались ректоры профильных вузов (за исключением Школы-студии МХАТ, чье руководство, как обычно, было занято более важными делами).

 

Недавно Евгений Гришковец показал спектакль «Прощание с бумагой», в котором смешно и трогательно рассказывал о словах, уходящих в небытие: чернильница, промокашка... Он еще не знал, что Минобрнауки захочет распроститься и со словом «вуз».

 

Теперь театральные школы, которые на бюрократическом жаргоне надо будет именовать «образовательной организацией высшего образования» (ООВО), должны соответствовать неким «критериям эффективности». Первый – наличие в штате докторов и кандидатов наук. Получается, что если Константин Райкин или Владимир Андреев не удосужились приобрести себе «ученые» звания, как некоторые наши депутаты, то они портят показатель эффективности.

 

Ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов комментирует:

 

— Лихое племя, не изменившееся со времен «Ябеды» Капниста, создает препятствия, которые нам потом приходится преодолевать. Так было и с ЕГЭ: на основании школьного аттестата мы должны были принимать людей, не имеющих ни малейших актерских способностей. Тогда мы добились разрешения на дополнительные экзамены. Теперь придется обходить новый закон, по которому главным критерием становится число докторов. Возможно, в 1943 году можно было заставить Качалова и Тарханова писать диссертации, но Соломин и Захаров этого делать не станут.

 

Второй признак «эффективности» — количество денег, израсходованных на научную работу. Интересно, что должен делать, например, художник сцены, дабы ему соответствовать? Составлять каждый вечер графики расстановки стульев?

 

Третий признак — число студентов. Если где-то числится 1700 человек, обучающихся на мерчендайзера по франчайзингу, а в Щепке или Щуке — всего по 25 будущих актеров на курсе, то выходит, что эффективность их работы в 68 раз ниже.

 

Председатель СТД РФ Александр Калягин:

 

— Благодаря Министерству культуры, нам удалось отстоять некоторые позиции, и 88- я статья закона признала сам факт наличия художественного образования. Но Министерство образования и науки проводит курс на укрупнение. Нашему делу он грозит катастрофой. Два крупнейших вуза — ГИТИС и Петербургская Академия — все равно очень маленькие. Что же говорить о Школе-Студии МХАТ, институтах Новосибирска, Екатеринбурга, Ярославля?.

 

Сергей Куценко, ректор Ярославского Государственного театрального института:

 

— У нас всего 160 студентов, и с такой численностью мы не можем соответствовать представлениям об эффективности.

 

Карина Мелик-Пашаева, ректор ГИТИСа:

 

— Теперь принято защищать права меньшинств, и я призываю защищать права нашего меньшинства.

 

Недавно ГИТИС переоформлялся из института в академию, потом из академии - в университет, потратив кучу сил и времени на бюрократическую белиберду. И снова по тому же кругу. Преподаватели, вместо того, чтобы заниматься делом, будут заполнять бланки и сидеть в очередях к чиновничьим кабинетам.

 

Евгений Князев, ректор института имени Щукина:

 

— Мы только и делаем, что переименовываемся. Борис Захава 60 лет был ректором, его задача была — воспитывать студентов. А мы занимаемся бумагами больше, чем студентами.

 

Поскольку театральные, прости господи, ООВО, не соответствуют новым представлениям об «эффективности», их рекомендовано укрупнять и объединять. Возникает научная гипотеза, что единственный смысл «реформы» — прибрать к рукам хорошенькие особнячки в центре.

 

Угроза слияния с посторонним учреждением уже нависла над Театрально-художественным колледжем, который готовит костюмеров, гримеров, осветителей, звукорежиссеров, бутафоров.

 

В СССР существовала не идеальная, но вполне конкурентоспособная, система образования. Вот уже 20 лет ее целенаправленно разрушают: «модули», «концентры», отмена сочинений по литературе, еще какая-то вредная ерунда, которую навязывают сверху, преодолевая сопротивление «предметников», то есть профессионалов. Высочайший уровень наших творческих вузов признан во всем мире. Зачем их ломать, если не с прямым умыслом?

Источник: http://izvestia.ru/news/538081

Ушел из жизни Дмитрий Брусникин

Не стало актера, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина

#Новости

Памяти Тамары Дегтяревой

Не стало народной артистки России Тамары Дегтяревой.

#Новости

ЮБИЛЕЙ ДШТИ ИМ. А. КАЛЯГИНА

6 августа исполняется 20 лет со дня основания Детской школы театрального искусства имени А. Калягина.

#Новости